не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


Список трудов
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Только верой (Sola Fide) Теперь, должным образом рассмотрев и взвесив все эти обстоятельства и свидетельства, мы приходим к выводу, что человек оправдывается не заповедями святой жизни, а верой в Иисуса Христа, — одним словом, не законом дел, а законом веры; не буквой, но духом; не заслугами дел, но свободной благодатью.A Treatise on the spirit and the letter Chapter 22.--No Man Justified by Works. Секия 8.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Только верой (Sola Fide) Мы говорим, говорит он, что святые Ветхого Завета , их праведность, совершенная здесь, перешла в вечную жизнь — то есть, что любовью к добродетели они отошли от всех грехов ; потому что те, о которых мы читаем, что они совершили какой-либо грех , тем не менее, мы знаем , что исправились. Какой бы добродетелью вы ни заявляли, что были одержимы древние праведники, ничто не спасло их, кроме веры в Посредника, который пролил Свою кровь для прощения их грехов . Ибо их собственное слово было: я уверовал и потому говорил. Поэтому и апостол Павел говорит: И мы, имея того же Духа веры , как написано, уверовал и потому говорил; и мы веруем и потому говорим. 2 Коринфянам 4:13 Что это за Дух, как не тот Дух, которого имели и эти праведники, которые говорили такие слова? Апостол Петр говорит также: Зачем вы хотите наложить на язычников иго , которого ни мы, ни отцы наши не могли понести? Но благодатью Господа Иисуса Христа веруем , что спасемся, как и они. Деяния 15:10-11 Вы, враги этой благодати , не хотите, чтобы древние были спасены той же благодатью Иисуса Христа ; но вы распределяете времена по Пелагию, в книгах которого это читается, и говорите, что прежде закона люди спасались природой, затем законом, наконец Христом, как будто для людей двух первых времен, то есть прежде закона и под законом, кровь Христа не была необходима; тем самым упраздняя сказанное: Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. 1 Тимофею 2:5Against Two Letters of the Pelagians Book I. Глава 39ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Достаточность Писания Однако я не должен представлять Никейский собор, чтобы предвзято отнестись к делу в свою пользу, и вы не должны представлять Ариминский собор таким образом. Я не связан авторитетом Ариминума, и вы не связаны авторитетом Никейского собора. Авторитетом писаний, которые не являются собственностью кого-либо, но общими свидетелями для нас обоих, пусть положение сражается с положением, случай с случаем, разум с разумом.Answet to Maximinus the Arian Book 2. Раздел 14. Секция 3. Абзац 1ИсточникСтраница отдельно
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Ибо из написанного, что кровь зверя есть душа его, и сверх того, что я сказал выше, что не мое дело, что сказано о душе зверя, я могу также истолковать эту заповедь как помещенную в знак. Ибо Господь не усомнился сказать: сие есть тело Мое (Мф. 26:26), когда Он давал знак Своего тела.Contra Adimantum CAPUT XII. Секция 3.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Достаточность Писания #Толкование Библии Что, что вы осмеливаетесь упоминать даже блаженного Киприана, как будто он был автором вашего разделения, такого великого защитника католического единства и мира? Во-первых, будьте в Церкви, которую, как установлено, Киприан придерживался и проповедовал; и тогда осмелитесь назвать Киприана автором вашего мнения: во-первых, подражайте благочестию и смирению Киприана, а затем представьте собор Киприана. Ибо мы не наносим никакого вреда Киприану, когда отличаем какое-либо из его посланий от канонического авторитета божественных Писаний. Ибо не без причины церковный канон был установлен с такой здоровой бдительностью, к которой принадлежат некоторые книги Пророков и Апостолов, о которых мы вообще не осмеливаемся судить, и по которым мы свободно судим о других посланиях, как верных, так и неверующих. Соответственно, когда Апостол говорит, чьи послания преобладают в каноническом авторитете: Итак, все, которые совершенны, будем мыслить так; и если вы мыслите что-либо иначе, то Бог откроет вам и это; до тех пор, пока Киприан мыслил иначе, если будет установлено, что именно его писания вы считаете нужным представить вам; поэтому, до тех пор, пока он мыслил об этом вопросе иначе, чем истина, при более тщательном рассмотрении, открылась, пока Бог не открыл это и ему, он не отказался, с неизреченной хвалой милосердию, единству и католическому миру, даже со своими коллегами, с которыми он мыслил иначе.CONTRA CRESCONIUM GRAMMATICUM DONATISTAM LIBRI QUATUOR Liber 2. Секция 31.39Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Безошибочность Писания 5. Что касается наших писаний, которые не являются правилом веры или практики, а только помощью в назидании, мы можем предположить, что они содержат некоторые вещи, не соответствующие истине в неясных и малопонятных вопросах, и что эти ошибки могут быть исправлены или не исправлены в последующих трактатах. Ибо мы из тех, о ком апостол говорит: «А если вы мыслите иначе, то Бог вам и это откроет». Филиппийцам 3:15 Такие писания читаются с правом суждения и без какой-либо обязанности верить . Чтобы оставить место для таких полезных обсуждений трудных вопросов, существует четкая граница, отделяющая все произведения, написанные после апостольских времен, от авторитетных канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Авторитет этих книг дошел до нас от апостолов через преемственность епископов и расширение Церкви , и с позиции возвышенного превосходства требует подчинения каждого верного и благочестивого ума. Если мы озадачены явным противоречием в Писании, недопустимо говорить: «Автор этой книги ошибается»; но либо рукопись неверна, либо перевод неверен, либо вы не поняли. В бесчисленных книгах, написанных в последнее время, мы иногда можем найти ту же истину , что и в Писании, но там нет того же авторитета. Писание имеет свою собственную святость. В других книгах читатель может составить свое собственное мнение и, возможно, из-за непонимания автора может отличаться от него и может высказаться в пользу того, что ему нравится, или против того, что ему не нравится. В таких случаях человек волен воздержаться от своей веры, если только нет какой-либо ясной демонстрации или какого-либо канонического авторитета, показывающего, что учение или утверждение либо должно, либо может быть истинным . Но вследствие отличительной особенности священных писаний мы обязаны принять как истину все, что, как показывает канон, было сказано хотя бы одним пророком , или апостолом, или евангелистом . В противном случае не останется ни одной страницы для руководства человеческой ошибочности, если пренебрежение к здравому авторитету канонических книг либо вовсе положит конец этому авторитету, либо ввергнет его в безнадежную путаницу.Contra Faustum Книга 11, Глава 5ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Это показывает, что установленный авторитет Писания должен перевешивать любой другой; ибо он черпает новое подтверждение из хода событий, которые происходят, как доказывает Писание, во исполнение предсказаний, сделанных задолго до их наступления.Contra Faustum Книга 13. Секция 5ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Спасение #Только верой (Sola Fide) licel recte dici possit - ad solarm fidem pertinere Dei mandafa, si non mortua, sed viva illa inlelligatur fides, quae per dilectionem operatur; tamen poslea Joannes ipse aperuit quid diceret, cum ait : Hoc est mandatum ejus, ut credamus nomini Filii ejus Jesu Christi, et diligamns invicem(IJoan. m, 23).
Можно справедливо сказать, что заповеди Божии относятся только к вере, если не к мертвой, то к живой вере, действующей любовью; однако впоследствии Иоанн сам объяснил, что он имел в виду, когда сказал: Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга (Иоанна 15:23).
De Fide Et Operibus Caput XXIIИсточник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Предание 5. But, as I had begun to say, let us not listen to “you say this, I say that” but let us listen to “the Lord says this.” Certainly, there are the Lord’s books, on whose authority we both agree, to which we concede, and which we serve; there we seek the Church, there we argue our case. Here they would perhaps say “What do you seek in the books which you surrendered to the flames?” To this I respond “What do you fear in these books being read if you guarded them from the flames?” Certainly he is believed to have handed them over who is convicted for not agreeing to their being read. Or if perhaps these books might point out their betrayer, just as the Lord did Judas; let them read in them that Caecilian or those who ordained him expressly and by name were the future betrayers of those same books, and if I did not excommunicate them, I myself could be judged to have handed [the books] over along with them. But we do not find in these books that those who ordained Majorinus were considered traitors, although we read this elsewhere. Therefore, those charges which we read in turn against ourselves not from the divine canonical books, but from elsewhere, are removed from our midst. If they do not wish that these charges be removed, let them see that if either side’s charges are true, there was no reason for their separation to flee those whom they considered guilty; and if either side’s charges are false, there was no reason for their separation to flee those whom they found to be with no fault; and if our charges are true but theirs false, there was no reason for their separation, since they should look instead to correct themselves and remain in unity; and if ours are false and theirs true, there was no reason for their separation, since they should not abandon the innocent part of the world to which they were neither willing nor able to demonstrate their case.

6. Perhaps someone might ask me “Why do you wish those charges to be removed from your midst even if they are made known while your own community remains unassailable?” I do not wish the holy Church to be founded on human evidence, but on divine oracles. For if the Holy Scriptures delineated the Church in Africa alone and among a few Cutzupitani or Monteses in Rome and in the household or patrimony of a Spanish woman, whatever is published elsewhere from other writings none but the Donatists would hold as the Church. If Holy Scripture determined the Church to be among a few Mauri in the province of Caesarea, one ought to go over to the Rogatists; if among a few Tripolitani and Byzaceni and provincials, the Maximianists would have arrived at the Church; if among the Orientals alone, the Church should be sought among the Arians and Eunomians and Macedonians and whatever others are there. Who could count each individual heresy of the individual nations? But if the Church of Christ is delineated among all peoples with divine and most certain evidence of the canonical Scriptures, whatever they should bring to bear and whoever should read it should say Look! Here is the Messiah! Or, There he is! Let us rather hear, if we are his sheep, the voice of our pastor saying Do not believe it (Matth. XVIV, 23). Indeed, those individual churches are not found among many nations, where that Church is; but this Church, which is everywhere, is found even where they are. Therefore, we seek it in the holy canonical Scriptures.

5. Но, как я уже начал говорить, не будем слушать «ты говоришь это, я говорю то», а послушаем «Господь говорит это». Конечно, есть книги Господа, с авторитетом которых мы оба согласны, которым мы признаем и которым мы служим; там мы ищем Церковь, там мы отстаиваем свое дело. Здесь, возможно, скажут: «Чего ты ищешь в книгах, которые ты предал огню?» На это я отвечаю: «Чего ты боишься в этих книгах, которые будут прочитаны, если ты охранял их от огня?» Конечно, считается, что передал их тот, кто осужден за то, что не согласился на их чтение. Или, может быть, эти книги могли бы указать на своего предателя, как Господь указал на Иуду; пусть они прочтут в них, что Цецилиан или те, кто рукоположил его прямо и по имени, были будущими предателями тех самых книг, и если бы я не отлучил их, то и меня самого можно было бы судить, что он передал [книги] вместе с ними. Но мы не находим в этих книгах, что те, кто рукоположил Майорина, считались предателями, хотя мы читаем это в другом месте. Поэтому те обвинения, которые мы читаем против себя не из божественных канонических книг, а из других источников, удалены из нашей среды. Если они не желают, чтобы эти обвинения были удалены, пусть увидят, что если обвинения любой из сторон верны, то не было причин для их разделения, чтобы бежать от тех, кого они считали виновными; и если обвинения любой из сторон ложны, то не было причин для их разделения, чтобы бежать от тех, кого они нашли без вины; и если наши обвинения верны, а их ложны, то не было причин для их разделения, так как они должны были вместо этого стремиться исправиться и оставаться в единстве; и если наши ложны, а их верны, то не было причин для их разделения, так как они не должны были покидать невинную часть мира, которой они не хотели и не могли продемонстрировать свою правоту.

6. Возможно, кто-то спросит меня: «Почему вы хотите, чтобы эти обвинения были удалены из вашей среды, даже если они стали известны, в то время как ваша собственная община остается непоколебимой?» Я не хочу, чтобы святая Церковь была основана на человеческих свидетельствах, но на божественных оракулах. Ибо если Священное Писание очерчивает Церковь только в Африке и среди нескольких кутзупитанов или монтесов в Риме и в доме или вотчине испанки, то все, что опубликовано в другом месте из других писаний, никто, кроме донатистов, не будет считать Церковью. Если Священное Писание определяет Церковь среди нескольких мавров в провинции Кесария, то следует перейти к рогатистам; если среди нескольких триполитанцев, визаценцев и провинциалов, то максимианисты придут к Церкви; если только среди восточных народов, то Церковь следует искать среди ариан, евномиан, македонян и всех остальных. Кто может сосчитать каждую отдельную ересь отдельных народов? Но если Церковь Христова очерчена среди всех народов божественными и самыми достоверными свидетельствами канонических Писаний, то все, что они приведут в пример, и кто бы это ни прочитал, должен сказать: Смотрите! Вот Мессия! Или: Вот он! Лучше послушаем, если мы овцы Его, голоса нашего пастыря, говорящего: не верьте (Мф. XVIV, 23). Действительно, те отдельные церкви не находятся среди многих народов, где есть та Церковь; но эта Церковь, которая везде, находится и там, где они. Поэтому мы ищем ее в святых канонических Писаниях.
De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) Секция 5-6.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Предание Но пусть они ясно видят, когда они дойдут до Послания к Колоссянам, как они могут читать или слышать данное им Послание, где Апостол говорит им в наших молитвах за вас: Мы всегда благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, слыша о вере вашей во Христа Иисуса и о любви, которую имеете ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в слове истины, Евангелии, которое было до вас. Как приносит плод и растет во всем мире, так и в вас с того дня, как вы услышали и уразумели благодать Божию в истине (Кол. 1:3-6). Эти слова согласуются с Евангелием, где говорится, что Царство Небесное подобно человеку, сеющему доброе семя на поле своем (Мф. 13:24), и затем он объясняет, что поле здесь есть мир. Как это предсказано, что оно будет расти до жатвы, где посеяно, так и Апостол говорит: приносит плод и растет во всем мире, так и в вас с того дня, как вы услышали. Оно растет до конца, поскольку оно до жатвы, ибо жатва есть кончина века (Мф. 13:39). Не только Колоссянам, которым оно было написано, но и всем другим, у которых читается это Послание, где установлено, что через апостольские послания было посеяно доброе семя, что оно уже начало расти и приносить плод, они тогда скажут: «Что ты нам приносишь? Доброе семя действительно должно быть снова сеяно, когда из посеянного вырастает к жатве?» Если вы скажете, что в тех местах погибло то, что было посеяно через апостола, и поэтому оно должно быть снова посеяно из Африки, вам ответят: «Прочти нам из божественных слов». Этого вы действительно не можете читать, если сначала не покажете, что было написано, что семя, прежде чем оно было посеяно там, выросло к жатве. И поскольку божественная речь никоим образом не противоречит сама себе, вы никоим образом не найдете здесь ничего, что вы могли бы сослаться на нечто столь очевидное. Итак, остается вам говорить это не из Божественных книг, а от себя самих. Поэтому весьма уместно ответить: «Анафема да будет на вас», ибо церкви, основанные усилиями апостолов, разумеют, с каким тщанием им проповедано было: если кто возвещает вам Евангелие не то, что вы принимаете, да будет анафема (Гал. 1:9).De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) XVII, 45.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Апостольская преемственность All such things then removed, let them demonstrate their Church, if they can, not in the speeches and murmurs of African, not in the councils of their bishops, not in the epistles of whatever debates, not in false signs and prodigies, since we are prepared and cautioned against them by the word of the Lord, but in the precept of the law, in the predictions of the prophets, in the songs of the psalms, in the utterances of the one shepherd himself, in the preaching of the evangelists, that is in all the canonical authority of the holy books, and not such that they might gather and cite things that are spoken obscurely or ambiguously or metaphorically which anyone might interpret according to his own opinion as he wishes. Such things cannot be properly understood and explained unless first those things that are said most openly are held with a strong faith.

Все это затем, устранив, пусть они покажут свою Церковь, если могут, не в речах и ропоте африканских, не в соборах своих епископов, не в посланиях каких-либо споров, не в ложных знамениях и чудесах, поскольку мы подготовлены и предостережены от них словом Господним, но в предписании закона, в предсказаниях пророков, в песнях псалмов, в изречениях самого пастыря, в проповеди евангелистов, то есть во всем каноническом авторитете священных книг, а не так, чтобы они могли собирать и цитировать то, что сказано неясно, двусмысленно или метафорически, которые каждый мог бы толковать по своему собственному мнению, как он хочет. Такие вещи не могут быть правильно поняты и объяснены, если сначала не будут приняты с крепкой верой те вещи, которые говорятся наиболее открыто.
De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) XVIII, 47.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Церковь (перевод с лат)
Пусть же никто из тех, кто готов мне ответить, не возражает мне, потому что я не говорю, что я должен верить, что община Доната не есть Церковь Христова, потому что некоторые из них, которые были епископами, осуждены церковными, муниципальными и судебными актами за то, что они предали огню божественные орудия, или потому что они не добились своего на суде епископов, которого они просили у императора, или потому что, бросая вызов самому императору, они даже заслужили от него противоположное решение, или потому что вожди циркумцеллионов среди них таковы, или потому что циркумцеллионы совершают столь великое зло, или потому что они находятся среди тех, кто бросается с пропастей или сжигает себя в кострах, которые они сами разожгли, или кто вынуждает себя убивать, даже запугивая людей против их воли, и кто желает стольких спонтанных и яростных смертей, чтобы им поклонялись люди, или потому что у их могил пьяные стада бродяг и бродяг, смешанные с нечестие и вино, хоронят себя день и ночь в своих могилах и развращают себя злодеяниями. Да будет вся эта толпа мякиной, и да не повредит пшенице, если они сами держатся Церкви. Но если они придерживаются Церкви, пусть покажут это только из канонических книг божественных Писаний, потому что мы не говорим, что мы должны верить, что мы в Церкви Христовой, потому что Оптат Милетский, или Амвросий Миланский, или другие бесчисленные епископы нашего общения похвалили то, чего мы придерживаемся, или потому что это было проповедано на соборах наших коллег, или потому что по всему миру в святых местах, которые посещает наше общение, совершается столько чудес слышания или исцелений, так что тела мучеников, сокрытые в течение стольких лет, которые они могут слышать от многих спрашивающих, были открыты Амвросию, и у этих тел слепой, который был слеп в течение многих лет, наиболее известный городу Милану, получил свои глаза и свет, или потому что он увидел сон и был взят в духе и услышал, или чтобы не идти на сторону Доната, или чтобы удалиться от стороны Доната. Все, что такое происходит в Католической Церкви, должно быть одобрено по этой причине. Поскольку они происходят в Католической Церкви, сама Католическая Церковь не проявляется, потому что эти вещи происходят в ней. Когда Сам Господь Иисус воскрес из мертвых и предложил Свое тело, чтобы ученики увидели и осязали его руками, чтобы они не подумали, что Он страдает каким-либо заблуждением, Он счел необходимым подтвердить их свидетельствами Закона, Пророков и Псалмов, показывая, что то, что было предсказано так давно, исполнилось о Нем. Таким образом, Он похвалил Свою Церковь, говоря: Покаяние и прощение грехов должно быть проповедано во имя Его во всех народах, начиная с Иерусалима. Он сам засвидетельствовал об этом, и мы считаем, что это было одобрено Его собственными устами. Это доказательства нашего дела, это основания, это опоры.
Необходимо привести свидетельства, которые не нуждаются в толкователе.
(перевод с англ)
Пусть никто из тех, кто готов мне ответить, не заявит мне, что я не говорю, что мне следует верить, будто община Доната не является Церковью Христовой по той причине, что некоторые люди, которые были епископами среди них, были осуждены церковными, муниципальными и судебными постановлениями за то, что они предали огню божественные орудия, или что на суде епископов, которого они добивались у императора, они не отстаивали своего дела, или что, апеллируя к самому императору, они даже заслужили от него приговор против них, или что среди них есть такие вожди циркумцеллианцев, или что циркумцеллиане творят такое зло, или что среди них есть такие, которые бросаются с пропастей или приносят в жертву других, чтобы они были сожжены в огне, которых они сами сжигают, или они навязывают свое убийство нежелающим людям посредством страха и они ищут столько добровольных и безумных смертей, чтобы их любили люди, или что эти пьяные стада бродяг, смешанные с распутством, день и ночь погребают себя в вине у себя на гробницы и уничтожат себя в позоре. Пусть эта толпа будет плевелами и не судит зерна, если они привержены Церкви. Но они не могут показать, придерживаются ли они Церкви, кроме как из канонических книг Божественного Писания, поскольку мы не говорим, что должно верить о нас, что мы в Церкви Христовой, на том основании, что Оптат Милевский или Амвросий Миланский или бесчисленное множество других епископов, находящихся в общении с нами, рекомендовали ту Церковь, которой мы придерживаемся, или что эта Церковь проповедовалась соборами наших коллег, или что по всему миру, в святых местах, которые мы посещаем, совершается столько чудес, либо отвеченных молитв, либо исцелений, что тела мучеников, которые лежали сокрытыми в течение стольких лет, были открыты Амвросию, потому что они могли слышать многих просителей, и человек, слепой в течение многих лет, который был хорошо известен в городе Милане, прозрел у этих тел, или потому что этот увидел во сне, а тот услышал в экстазе, что он не должен ходить в секту Доната или что он должен покинуть секту Доната. Поэтому все, что такое произошло в католической Церкви, должно быть одобрено. Поскольку они происходят в католической Церкви, Церковь не является католической только потому, что эти вещи происходят в ней. Сам Господь Иисус, когда Он воскрес из мертвых, предоставил Свое тело, чтобы Его увидели глаза Его учеников и коснулись их руками, на случай, если они все же подумают, что испытали какой-то обман. Он считал их более укрепленными свидетельством закона, пророков и псалмов, показывая, что предсказанное ранее исполнилось в Нем. Поэтому Он хвалит Свою Церковь, говоря, что покаяние и прощение грехов должно быть проповедано всем народам, начиная с Иерусалима. Он утверждал, что это написано в законе, пророках и псалмах; мы придерживаемся этого, засвидетельствованного Его собственными устами. Это доказательство нашего дела, это основание, это поддержка.
De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) Раздел XIX, Секция 50.ИсточникЛат. текст
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura #Божье Слово #Достаточность Писания Поэтому многие слышат и разными способами, не только католики-христиане, но и язычники, и иудеи, и еретики, преданные различным заблуждениям и суевериям. Однако их слышат или обманчивые духи, которые, однако, ничего не делают, если им не позволено, так как Бог неизреченно судит свыше, что должно быть даровано каждому человеку, будь то Самим Богом или для наказания за зло, или для утешения в несчастье, или для предупреждения искать вечного спасения. Никто не достигает этого спасения и вечной жизни, если не имеет Христа своей главой. Никто не может иметь Христа своей главой, если он не находится в своем теле, которое есть Церковь, которую мы должны признавать как саму главу в Священном каноническом Писании, а не искать в различных ропотах, мнениях, делах, словах и видениях людей.De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) XIX, 49.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Спасение #Только верой (Sola Fide) But to him that worketh, saith he, is the rewardnot reckoned of Grace, but of debt. If thou wouldest be analien unto Grace, boast of thy merits. Yet He seeth whatisin thee, and knoweth what He owetli to each. But to himthat worketh not—What ? Suppose here some ungodlysinner; see, he worketh not. What then? He believethon Him That justifieth the ungodly. But in that he doethnot good works, he is ungodly : though he seem to do goodworks, yet, because without faith, neither are they to be called good. But believing on Him That justifieth the ungodly, his faith is counted for righteousness. Even as David also describeth the blessedness of the man, unto whom God imputeth righteousness without works. But what righteousness ? That of faith, which good works have not preceded, but which good works do follow,
Но делающему, говорит он, вменяется не по благодати, но по долгу. Если ты хочешь быть чуждым благодати, хвались своими заслугами. Но Он видит, что в тебе, и знает, что должен каждому. А не делающему — что? Предположим здесь какого-нибудь нечестивого грешника; вот, он не делает. Что же? Он верует в Того, Кто оправдывает нечестивого. Но поскольку он не делает добрых дел, он нечестив: хотя он, по-видимому, делает добрые дела, однако, поскольку без веры, они не могут быть названы добрыми. Но верующий в Того, Кто оправдывает нечестивого, его вера вменяется в праведность. Так же как Давид описывает блаженство человека, которому Бог вменяет праведность без дел. Но какая праведность? Та, что от веры, которой добрые дела не предшествовали, но за которой добрые дела следуют,
Expositions of the Psalms 1-32 Exposition 2 of Psalm 31, §7 стр 286-287Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Молитва святым 9. Когда приговор будет вынесен ему, да будет он осужден, и да обратится молитва его в грех Псалом 107:6 . Ибо молитва праведна только во Христе, которого он продал в своем ужасном грехе ; но молитва , которая не во Христе, не только не может изгладить грех , но и сама обращается в грех . Но можно спросить, по какому случаю Иуда мог так молиться , что его молитва обратилась в грех . Я полагаю, что до того, как он предал Господа, когда он думал предать Его; ибо он больше не мог молиться через Христа. Ибо после того, как он предал Его и раскаялся в этом, если бы он молился через Христа, он бы просил прощения; если бы он просил прощения, у него была бы надежда; если бы у него была надежда, он бы надеялся на милосердие; если бы он надеялся на милосердие, он бы не повесился в отчаянии...Expositions on the Psalms Psalm 109. Секция 9ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы 7. Но, скажут, у нас также есть очень много инструментов и сосудов, сделанных из материалов или металла этого описания для совершения Таинств , которые, будучи освящены этими служениями, называются святыми , в честь Того, кто таким образом почитается для нашего спасения : и что на самом деле представляют собой эти самые инструменты или сосуды, как не дело рук человеческих? Но есть ли у них уста, и все же не говорят? Есть ли у них глаза, и не видят? Молимся ли мы им, потому что через них мы молимся Богу? Это главная причина этого безумного богохульства, что фигура, напоминающая живого человека, которая побуждает людей поклоняться ей, имеет большее влияние на умы этих несчастных людей , чем очевидный факт, что она не живая, так что она должна быть презираема живыми.Expositions on the Psalms Psalm 115. Секция 7ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие и в истории Нового Завета - великое и чудесное терпение нашего Господа, которое Он проявлял к нему до тех пор, пока это было хорошо, поскольку Он не был в неведении относительно его мыслей, когда Он использовал его для пира, на котором Он восхвалял и передавал Своим ученикам образ Своего тела и крови, которые Он, наконец, принял с поцелуем в самом вручении.IN PSALMUM 3. ENARRATIO. v 1.6Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Ибо рассуждения любых людей, даже если они католики и имеют высокую репутацию , не должны рассматриваться нами так же, как рассматриваются канонические Писания. Мы вольны, не нарушая уважения , которого заслуживают эти люди, осуждать и отвергать что-либо в их сочинениях, если случайно обнаружим, что они придерживались мнений, отличающихся от тех, которые другие или мы сами с божественной помощью обнаружили как истинные. Я так поступаю с писаниями других и желаю, чтобы мои разумные читатели поступали так же с моими.Letter 148 (413 г.) Глава 4. Секция 15.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura 1. Что касается вопросов, которые вы мне задали, я хотел бы знать, какими были бы ваши собственные ответы; так я мог бы дать свой ответ меньшим количеством слов и мог бы легче всего подтвердить или исправить ваши мнения, одобрив или исправив данные вами ответы. Это я бы очень предпочел. Но, желая ответить вам немедленно, я думаю, что лучше написать длинное письмо, чем понести потерю времени. Поэтому я желаю, чтобы вы, прежде всего, твердо придерживались этого как основополагающего принципа в настоящем обсуждении, что наш Господь Иисус Христос назначил нам легкое и бремя легкое, как Он заявляет в Евангелии : Матфея 11:30 , в соответствии с которым Он связал Свой народ в новом устроении вместе в общении посредством таинств , которые по числу весьма немногочисленны, по соблюдению весьма легки и по значению весьма превосходны, как, например, крещение, совершаемое во имя Троицы, причастие Его Тела и Крови и подобные вещи, которые предписаны в канонических Писаниях, за исключением тех постановлений, которые были игом рабства для древнего народа Божьего, соответствовали их состоянию сердца и временам пророков и которые находятся в пяти книгах Моисея . Что касается других вещей, которые мы придерживаемся на основании авторитета не Писания, а предания, и которые соблюдаются во всем мире, то можно понимать, что они считаются одобренными и установленными либо самими апостолами , либо пленарными Соборами, авторитет которых в Церкви наиболее полезен, например , ежегодное празднование особыми торжествами страданий Господа, воскресения и вознесения, а также сошествия Святого Духа с небес и всего остального, что подобным образом соблюдается всей Церковью , где бы она ни была установлена.Letter 54 (400 г.) Глава 1.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы 75. Не призывайте против меня исповедующих христианское имя, которые не знают и не свидетельствуют о силе своего исповедания. Не охотьтесь за множеством невежественных людей, которые даже в истинной религии суеверны или настолько преданы злым страстям , что забывают, что они обещали Богу . Я знаю , что есть много поклонников могил и изображений. Я знаю , что есть много тех, кто пьет слишком много за мертвых, и кто на пиршествах, которые они устраивают для трупов, хоронят себя над погребенными и дают своему обжорству и пьянству имя религии. Я знаю , что есть много тех, кто на словах отрекся от этого мира, и все же желает быть обремененным всем бременем мирских вещей и радуется такому бремени. И неудивительно, что среди стольких множеств вы найдете некоторых, осуждая жизнь которых, вы можете обмануть неосторожных и совратить их с католической безопасности; ибо в вашей малочисленности вы в затруднении, когда вас просят указать хотя бы одного из тех, кого вы называете избранными, кто соблюдает заповеди, которые вы в своем непростительном суеверии исповедуете. Насколько они глупы, насколько нечестивы, насколько вредны и в какой степени большинство, почти все вы, ими пренебрегают, я показал в другом томе.Of the Morals of the Catholic Church Chapter 34. Секция 75ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Теперь пусть гордые и раздутые шеи еретиков поднимутся , если они осмелятся, против святого смирения этого обращения. Вы, безумные донатисты , которых мы искренне желаем вернуть к миру и единству святой Церкви , чтобы вы могли получить в ней здоровье, что вы скажете в ответ на это? Вы, действительно, имеете обыкновение приводить против нас письма Киприана, его мнение, его Собор; почему вы заявляете об авторитете Киприана для вашего раскола и отвергаете его пример, когда он способствует миру Церкви ? Но кто может не знать, что священный канон Писания, как Ветхого, так и Нового Завета , ограничен своими собственными пределами и что он стоит настолько в превосходящем положении по сравнению со всеми позднейшими посланиями епископов , что мы не можем иметь никаких сомнений или споров относительно того, является ли то, что исповедуемо содержится в нем, правильным и истинным ; но что все послания епископов , которые были написаны или пишутся после закрытия канона, подлежат опровержению, если в них содержится что-либо, отклоняющееся от истины , либо рассуждением кого-то, кто оказался мудрее их в этом вопросе, либо более весомым авторитетом и более ученым опытом других епископов , авторитетом Соборов; и далее, что сами Соборы, которые проводятся в различных округах и провинциях, должны уступить, вне всякой возможности сомнения , авторитету полных Соборов, которые образуются для всего христианского мира; и что даже из пленарных Соборов, более ранние часто исправляются последующими, когда посредством какого-либо реального опыта выносятся на свет вещи, которые прежде были скрыты, и становится известным то , что прежде было сокрыто, и это без всякого вихря святотатственной гордыни , без всякого надувания шеи из-за высокомерия, без всякого раздора завистливой ненависти , просто со святым смирением, кафолическим миром и христианским милосердием?On Baptism, Against the Donatists Книга 2. Глава 3.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Божье Слово #Предание 37. Продолжая то, что он говорит, «что епископ должен быть «обучаемым», добавляя: «Но тот обучаем, кто кроток и кроток в учении; ибо епископ должен не только учить, но и учиться, поскольку он действительно лучший учитель, который ежедневно растет и продвигается вперед, узнавая лучшее»; — в этих словах, несомненно, святой человек, наделенный благочестивым милосердием, достаточно указывает, что мы не должны колебаться читать его письма в таком смысле, чтобы мы не чувствовали затруднений, если Церковь впоследствии подтвердит то, что было открыто в дальнейших и более продолжительных обсуждениях; потому что, как было много вещей, которым мог научить ученый Киприан, так было еще кое-что, чему мог научиться обучаемый Киприан. Но увещевание, которое он дает нам, «чтобы мы вернулись к источнику, то есть к апостольскому преданию, и оттуда повернул канал истины к нашему времени», является самым превосходным, и ему следует следовать без колебаний. Поэтому нам передано, как он сам записывает, апостолами , что есть «один Бог , один Христос, одна надежда, одна вера , одна Церковь и одно крещение ». Поскольку мы находим, что во времена самих апостолов были некоторые, которые не имели одной надежды, но имели одно крещение , истина так донесена до нас из самого источника, что нам ясно, что возможно, что хотя есть одна Церковь, как есть одна надежда и одно крещение , они все же могут иметь одно крещение , не имея одной Церкви; точно так же, как даже в те ранние времена было возможно, что люди будут иметь одно крещение , не имея одной надежды. Ибо как они имели одну надежду со святыми и праведными, которые говорили: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», 1 Коринфянам 15:32 утверждая, что нет воскресения мертвых? И все же они были среди тех самых людей, которым тот же апостол говорит: «Разве Павел распят за вас? Или вы во имя Павла крестились ?» (1 Коринфянам 1:13) Ибо он пишет им весьма ясно, говоря: «Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1 Коринфянам 15:12)On Baptism, Against the Donatists Книга 5. Глава 26ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Молитва святым Итак, мы должны признать, что мертвые действительно не знают, что здесь происходит, но пока это происходит здесь: впоследствии, однако, они слышат это от тех, кто отсюда идет к ним при их смерти; не все, конечно, но то, что позволено возвещать тем , кому позволено также помнить об этом; и что подобает слышать тем, кому они сообщают об этом. Может быть также, что от Ангелов, которые присутствуют при делах, которые здесь происходят, мертвые слышат что-то, что для каждого из них справедливо судит Тот, Кому все подчинено. Ибо если бы не было Ангелов, которые могли бы присутствовать в местах как живых, так и мертвых, Господь Иисус не сказал бы: И было, что умер бедный человек и отнесен был ангелами на лоно Авраамово . Поэтому то здесь, то там могли быть те, которые отсюда родили туда, кого пожелал Бог. Может быть также, что духи мертвых узнают некоторые вещи, которые здесь делают, что им необходимо знать , и какие люди должны знать то же самое, не только прошедшее или настоящее, но даже будущее, через Духа Божия , открывающего их: подобно тому, как не все люди , но Пророки, когда они жили здесь, знали , и даже они не все вещи, но только то, что должно быть открыто им, как провидение Божие судило. Более того, что некоторые из мертвых посылаются к живым, как, с другой стороны, Павел из живых был восхищен в Рай, божественное Писание свидетельствует. Ибо пророк Самуил, явившись Саулу при жизни, предсказал даже то, что должно было случиться с царем: хотя некоторые думают, что это был не сам Самуил, которого можно было вызвать магическими искусствами, но что некий дух, подходящий для столь злых дел, изобразил его подобие; хотя книга Екклесиаст, которую, как полагают, написал Иисус, сын Сирахов, и которая из-за некоторого сходства стиля объявляется Соломоновой, содержит в похвалу Отцов, что Самуил даже после смерти пророчествовал. Но если эта книга будет высказана против канона евреев (потому что она не содержится в нем), что мы скажем о Моисее , о котором мы, несомненно, читаем и во Второзаконии, что он умер, и в Евангелии , что он, вместе с Илией, который не умер, явился живым?On the Care of the Dead Глава 18ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Только верой (Sola Fide) Он, возможно, скажет на это: Не за дела его, а вследствие веры я сказал, что апостол достоин всех этих великих милостей, дарованных ему. Его вера заслужила это отличие, но не его дела, которые прежде не были добрыми. Ну, тогда должны ли мы предположить, что вера не действует? Конечно, вера действует вполне реальным образом, ибо она действует любовью . Галатам 5:6 Однако проповедуйте сколько угодно дела неверующих людей, мы все равно знаем , насколько верно и непобедимо утверждение этого же апостола: Все , что не по вере , грех . Римлянам 14:23 Действительно, именно поэтому он так часто заявляет, что праведность вменяется нам не по делам нашим, а по вере , тогда как вера действует любовью , заключается в том, чтобы никто не думал, что он достигает самой веры через заслуги своих дел; ибо именно вера есть начало, из которого сначала исходят добрые дела; поскольку (как уже было сказано) все, что не от веры , есть грех . Соответственно, в Песне Песней сказано Церкви : Ты придешь и пройдешь от начала веры . Песнь Песней 4:8 Хотя, таким образом, вера обеспечивает благодать совершения добрых дел, мы, конечно, не заслуживаем никакой верой , чтобы у нас была сама вера ; но, в ее даровании нам, чтобы мы могли следовать Господу с ее помощью, Его милость предупредила нас. Мы ли сами дали ее нам? Мы сами сделали себя верными? Я должен здесь непременно сказать, решительно: Это Он сотворил нас, а не мы сами. И действительно, ничто иное, как это, не навязывается нам в учении апостола, когда он говорит: Ибо я возвещаю, по данной мне благодати , каждому из вас, не думать о себе более, нежели должно думать, но трезво рассуждать, в той мере веры , которую Бог уделил каждому . Римлянам 12:3 Откуда же возникает известный вызов: Что ты имеешь, чего бы не получил? 1 Коринфянам 4:7поскольку мы получили даже то, что является источником, из которого берет свое начало все хорошее, что есть в наших действиях.On the Proceedings of Pelagius Chapter 34ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Божественность Христа #Троица 1. Let us rejoice, brothers and sisters; let the nations be glad and exult. It is not this visible sun, but its invisible creator, who has consecrated this day,? when the virgin mother gave birth from her fertile and unimpaired womb to the one who became visible for us, by whom in his invisibility she herself was created; a virgin in conceiving, a virgin in giving birth, a virgin when with child, a virgin on being delivered, a virgin for ever. Why be astonished at these things, O man? That is how he made her, who was himself made from her. He already was, you see, before he was made; and being almighty, he was able to be made, while remaining what he already was. He made a mother for himself, while he was still with the Father; and when he was made from his mother, he remained in the Father. How could he cease to be God on beginning to be man, when he enabled his mother not to cease to be a virgin when she gave him birth?

Hence that the Word became flesh (Jn 1:14), does not mean that the Word passed into flesh by perishing, but that flesh was attached to the Word to prevent flesh itself from perishing; with the result that just as man is soul and flesh, so Christ would be God and man. The same one God who is man, the same one man who is God; not by a compounding of nature, but by unity of person. In a word, the one who as Son of God is coeternal with his begetter and always from the Father, is identical with the son of man who began to be at a particular time from the virgin. And thus humanity was indeed added to the divinity of the Son; and yet this did not result in a quaternity or foursome of persons, but the Trinity or threesome remains.

1. Возрадуемся, братья и сестры; да возвеселятся и возликуют народы. Не это видимое солнце, а его невидимый создатель освятил этот день, когда дева-мать родила из своего плодоносного и непорочного чрева того, кто стал видимым для нас, кем в его невидимости она сама была создана; дева в зачатии, дева в рождении, дева в ношении, дева в рождении, дева вовек. Что удивляться этому, о человек? Вот как он создал ее, которая сама была создана из нее. Он уже был, видите ли, до того, как он был создан; и будучи всемогущим, он мог быть создан, оставаясь тем, чем он уже был. Он создал себе мать, когда он был еще с Отцом; и когда он был создан от своей матери, он оставался в Отце. Как он мог перестать быть Богом, начав быть человеком, когда он позволил своей матери не перестать быть девой, когда она родила его?

Следовательно, то, что Слово стало плотью (Ин. 1:14), не означает, что Слово перешло в плоть, погибнув, но что плоть была присоединена к Слову, чтобы предотвратить гибель самой плоти; в результате чего, как человек есть душа и плоть, так и Христос будет Богом и человеком. Тот же самый единый Бог, который есть человек, тот же самый единый человек, который есть Бог; не через соединение природы, но через единство личности. Одним словом, тот, кто как Сын Божий совечен своему родителю и всегда от Отца, идентичен сыну человеческому, который начал быть в определенное время от девы. И таким образом человечество действительно было добавлено к божественности Сына; и все же это не привело к четверице или четверке лиц, но Троица или тройка остается.
Sermon 186 ИсточникСкан страницы
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы #Молитва святым When did you ever hear it said by me at the shrine of Saint Theogenes, or by any of my brethren and colleagues, or by any priest, "I am offering to you, Saint Theogenes' Or, "I am offering to you, Peter," or "I am offering to you, Paul "? You never did; it doesn't happen, it is not permitted. And if you should be asked, " Do you, then, worship Peter? " answer what Eulogius answered about Fructuosus: "I do not worship Peter, but I worship God, whom Peter also worships. " Then Peter loves you. Because if you want to treat Peter as God, you stumble over the rock, and take care you don't break your foot by stumbling over the rock.
Когда вы когда-либо слышали, чтобы я говорил в святилище Святого Феогена, или кто-либо из моих братьев и коллег, или какой-либо священник: «Я приношу тебе жертву, Святой Феоген» или «Я приношу тебе жертву, Петр» или «Я приношу тебе жертву, Павел»? Вы никогда этого не делали; этого не бывает, это не допускается. И если вас спросят: «Ты поклоняешься Петру?», ответьте так, как ответил Евлогий о Фруктуозе: «Я не поклоняюсь Петру, но поклоняюсь Богу, Которому поклоняется и Петр». Тогда Петр любит вас. Потому что если вы хотите относиться к Петру как к Богу, вы спотыкаетесь о камень, и берегитесь, чтобы не сломать себе ногу, спотыкаясь о камень.
SERMON 273 Раздел 7ИсточникДоп. ссылка
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Божественность Христа #Троица 3. Давайте же любить Его, ибо Он сладок. Вкусите и увидите, что Господь сладок. Его следует бояться, но любить еще больше. Он есть Человек и Бог ; Единый Христос есть Человек и Бог ; как один человек есть душа и тело: но Бог и Человек не являются двумя Лицами. Во Христе действительно есть две сущности, Бог и Человек ; но одно Лицо, чтобы Троица могла оставаться, и чтобы не было четверицы, введенной добавлением человеческой природы.Sermon 80 on the New Testament ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы 16. Ибо когда они решили представить Христа писавшим в таком тоне Своим ученикам , они подумали о тех из Его последователей, которых лучше всего можно было бы принять за лиц, которым Христос, как можно было бы с наибольшей готовностью поверить , писал, как о лицах, которые поддерживали с Ним самые близкие дружеские отношения. И поэтому Петр и Павел пришли им на ум, я полагаю , просто потому, что во многих местах они случайно видели этих двух апостолов , изображенных на картинах, как будто они оба были в компании с Ним. Ибо Рим, в особенно почетной и торжественной манере, восхваляет заслуги Петра и Павла , по этой причине, среди прочего, а именно, что они пострадали [ мученичество ] в один и тот же день. Таким образом, впасть в самое полное заблуждение было должной заслугой людей, которые искали Христа и Его апостолов не в священных писаниях, а на расписанных стенах. Неудивительно также, что эти выдумщики были введены в заблуждение художниками. Ибо на протяжении всего периода, в течение которого Христос жил в нашей смертной плоти в общении со Своими учениками , Павел никогда не становился Его учеником . Только после Его страданий , после Его воскресения , после Его вознесения, после миссии Святого Духа с небес, после того, как многие иудеи были обращены и проявили чудесную веру , после побивания камнями Стефана диакона и мученика , и когда Павел все еще носил имя Савла и жестоко преследовал тех, кто стал верующими во Христа , Христос призвал этого человека [голосом] с небес и сделал его Своим учеником и апостолом. Как же тогда возможно, что Христос мог написать те книги, которые они хотят заставить поверить , что Он написал до Своей смерти, и которые были адресованы Петру и Павлу , как тем из Его учеников , которые были наиболее близки с Ним, видя, что до этого времени Павел еще совсем не стал Его учеником ?The Harmony of the Gospels Book 1. Chapter 10. Секция 16ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие 12. Итак, они сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Ибо Он сказал им: трудитесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную . Что нам делать? спрашивают они; соблюдая что, мы сможем исполнить эту заповедь? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие , чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Итак, это есть пища не тленная, но пребывающая в жизнь вечную . Для чего вы готовите зубы и желудок? Веруйте, и вы уже ели. Вера действительно отличается от дел, как и говорит апостол, что человек оправдывается верой , независимо от дел закона: Римлянам 3:28 есть дела, которые кажутся добрыми, без веры во Христа;Tractates on the Gospel of John Tractate 25 (John 6:15-44). Секция 12ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Посему Господь, готовясь дать Духа Святаго , сказал, что Он Сам есть хлеб, сшедший с небес, увещевая нас веровать в Него. Ибо веровать в Него значит есть хлеб живой. Верующий ест, он невидимо насыщается, потому что невидимо рождается заново. Внутри младенец, внутри новый человек. Где он обновляется, там он насыщается пищей.Tractates on the Gospel of John Tractate 26 (John 6:41-59). Секция 1ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Я есмь, говорит Он, хлеб жизни. И что было источником их гордости ? Ваши отцы, говорит Он, ели манну в пустыне и умерли. Чем же вы гордитесь ? Они ели манну и умерли. Почему они ели и умерли? Потому что они поверили тому, что видели; чего не видели, того не понимали. Следовательно, они были вашими отцами, потому что вы подобны им. Ибо, братья мои, в том, что касается этой видимой телесной смерти, разве мы не умираем, едящие хлеб, сходящий с небес? Они умерли так же, как и мы умрем, в том, что касается, как я сказал, видимой и плотской смерти этого тела. Но что касается той смерти, о которой Господь предупреждает нас страхом и в которой умерли их отцы: Моисей ел манну , Аарон ел манну , Финеес ел манну , и многие ели манну , которые были угодны Господу, и они не умерли. Почему? Потому что они понимали видимую пищу духовно, алкали духовно, вкушали духовно, чтобы им насытиться духовно. Ибо и мы в этот день принимаем видимую пищу; но таинство - это одно, а сила таинства - другое. Сколько людей принимают у алтаря и умирают, и умирают действительно, принимая? Почему апостол говорит: ест и пьет осуждение себе. 1 Коринфянам 11:29 Ибо не кусок, данный Господом, был ядом для Иуды. И все же он принял его? и когда он принял его, вошел в него враг: не потому, что он принял злое , но потому, что он, будучи злым , принял доброе злом . Итак, видите ли вы, братья, что вы едите небесный хлеб в духовном смысле? принесите невинность к алтарю. Хотя ваши грехи ежедневны, по крайней мере, пусть они не будут смертоносными. Прежде чем вы подойдете к алтарю, хорошо подумайте, что вы должны сказать: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Матфея 6:12 Вы прощаете, и вам будет прощено; подходите с миром, это хлеб, а не яд. Но смотрите, прощаете ли вы, ибо если вы не прощаете, вы лжете и лжете Тому, Кого вы не можете обмануть. Вы можете лгать Богу , но вы не можете обмануть Бога. Он знает, что вы делаете. Он видит вас внутри, испытывает вас внутри, проверяет внутри, судит внутри, и внутри Он либо осуждает, либо увенчивает. Но отцы этих евреев были злымиотцы злых сыновей, неверующие отцы неверующих сыновей, ропщущие отцы ропщущих. Ибо ни в чем другом не говорится, что люди оскорбляли Господа больше, чем в ропоте на Бога. И по этой причине Господь, желая показать этих людей детьми таких ропщущих, так начинает Свое обращение к ним: Что ропщете между собою, ропщущие, дети ропщущих? Отцы ваши ели манну и умерли? не потому, что манна была злом , но потому, что они ели ее злым образом .Tractates on the Gospel of John Tractate 26 (John 6:41-59). Секция 11ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Но апостол говорит, и говорит правду : Помышления плотские суть смерть. Римлянам 7:6 Господь дает нам есть Плоть Свою, и однако же разуметь по плоти есть смерть? хотя Он говорит о Плоти Своей, что в ней жизнь вечная . Поэтому мы не должны разуметь плоть плотскую. Как в следующих словах: ...
Поэтому слова, говорит Он, которые Я говорил вам, суть Дух и жизнь. Ибо мы говорили, братия, что так научил нас Господь, едящий Плоть Его и пиющий Кровь Его, чтобы мы пребывали в Нем и Он в нас. Но мы пребываем в Нем, когда мы Его члены, и Он пребывает в нас, когда мы Его храм. Но чтобы мы были Его членами, единство соединяет нас вместе. И что, как не любовь , может сделать так, чтобы единство соединяло нас вместе? И любовь Божия , когда она? Спросите апостола: Любовь Божия , говорит он , излилась в сердца наши Духом Святым , данным нам. Римлянам 5:5 Итак , Дух животворит, потому что Дух оживляет члены. И Дух не оживляет никаких членов, кроме тех, которые находит в теле, которые и сам Дух оживляет. Ибо Дух, который в тебе, о человек, благодаря которому ты человек , оживляет ли член, который он находит отделенным от твоей плоти? Я называю твою душу твоим духом. Твоя душа оживляет только члены, которые в твоей плоти; если ты отнимешь один, он больше не оживляется твоей душой , потому что он не соединен с единством твоего тела. Это сказано, чтобы заставить нас любить единство и бояться разделения. Ибо нет ничего, чего христианин должен бояться так сильно, как быть отделенным от тела Христова. Ибо если он отделен от тела Христова, он не член Христов; если он не член Христов , он не оживляется Духом Христовым . Но если кто, говорит апостол, не имеет Духа Христова , тот и не Его. Римлянам 8:9 Итак , Дух оживляет ; плоть не пользует нимало. Слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Что значит дух и жизнь ? Их следует понимать духовно. Поняли ли вы духовно? Они суть дух и жизнь. Ты познал плотское? Так и они суть дух и жизнь, но для тебя не так.
Tractates on the Gospel of John Tractate 27 (John 6:60-72). Section 1,6ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Безошибочность Писания Если это о нем написано ложно, то все эти Книги можно заподозрить в обмане, и в этих Книгах не остается ничего, что спасло бы верой человеческий род. А так как написанное – правда, то я и считал Христа полностью человеком, имевшим не только человеческое тело или же с телом вместе и душу, но без разума, но настоящим человеком, а не воплотившейся Истиной;Исповедь Книга 7, Глава XIX, Секция 25Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Итак, поскольку в каждом вопросе, который касается жизни и поведения, необходимо не только учение, но и увещание; для того, чтобы учением мы знали , что должно быть сделано, и увещанием побуждались не считать утомительным делать то, что мы уже знаем , что должно быть сделано; чему еще я могу научить вас, кроме того, что мы читаем у Апостола? Ибо Священное Писание устанавливает правило для нашего учения, чтобы мы не осмеливались быть мудрыми более, чем это подобает; но будьте мудры, как он сам говорит, к трезвости, сообразно с мерой веры, которую каждому Бог уделил . Поэтому не должно ли мне учить вас чему-либо другому, кроме как изъяснять вам слова Учителя и трактовать их так, как Господь даст мне.О благе вдовства Глава 2ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы #Молитва святым О тех же, кого они считают добрыми и не только бессмертными, но и блаженными, достойными под именем богов почитания жертвами и жертвоприношениями ради получения блаженной посмертной жизни, – о тех, кто бы они ни были и какого бы названия ни были достойны, мы в следующей книге с помощью Божией покажем, что они сами желают, чтобы подобным религиозным служением почитался только единый Бог, Которым они сотворены и через общение с Которым блаженны.О граде Божием Книга 9. Глава 23.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы #Молитва святым мы же своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а строим надгробные памятники как умершим людям, чьи души живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а единому, их и нашему, Богу. При этой жертве в своем месте и по чину воспоминаются и они, как люди Божии, победившие мир в исповедании Бога, – воспоминаются, но священником, совершающим жертву, не призываются. Жертву священник приносит Богу, а не им, хотя приносит ее при их гробнице, потому что он – священник Бога, а не их. Жертва эта есть тело Христово, которое предлагается не им, потому что и сами они суть это тело.О граде Божием Книга 22. Глава 10.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие #Толкование Библии Но двусмысленности метафорических слов, о которых я буду говорить далее, требуют не обычной заботы и усердия. Во-первых, мы должны остерегаться буквального понимания образного выражения. Ибо высказывание апостола применимо и в этом случае: Буква убивает, а дух животворит. 2 Коринфянам 3:6 Ибо когда то, что сказано образно, принимается так, как если бы оно было сказано буквально, то это понимается плотским образом. И ничто не может быть более подходящим назвать смертью души , чем когда то в ней, что возвышает ее над животными, а именно интеллект, подчиняется плоти слепой приверженностью букве. Ибо тот, кто следует букве, воспринимает образные слова как если бы они были собственными, и не переносит то, на что указывает собственное слово, во вторичное значение; но, если он слышит о субботе , например, то не думает ни о чем, кроме одного дня из семи, который повторяется в постоянной последовательности; и когда он слышит о жертвоприношении , не переносит свои мысли дальше обычных приношений жертв от стада и плодов земли. Итак, это, несомненно, жалкое рабство души - принимать знаки за вещи и быть неспособным поднять взор ума выше того, что телесно и сотворено, чтобы он мог пить вечный свет.О христианском учении Книга 3. Глава 5ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Если предложение является повелением, запрещающим преступление или порок , или предписывающим акт благоразумия или благожелательности, оно не является образным. Однако, если оно кажется предписывающим преступление или порок , или запрещающим акт благоразумия или благожелательности, оно является образным. Если вы не едите Плоти Сына Человеческого , говорит Христос, и не пьете Его Крови, то не имеете в себе жизни. Иоанна 6:53 Это, кажется, предписывает преступление или порок ; поэтому это образ, предписывающий нам иметь долю [ communicationandem ] в страданиях нашего Господа и чтобы мы сохраняли сладкую и полезную память [ in memoria ] о том факте, что Его плоть была изранена и распята за насО христианском учении Книга 3. Глава 16. Секция 24ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иконы #Молитва святым Пусть не будет нашей религией и почитание произведений человеческих. Гораздо лучше сами художники, создающие подобные произведения, и все же мы их не должны чтить.

Пусть не будет для нас религией и почитание умерших людей; потому что если они жили благочестиво, то не следует о них думать так, чтобы они искали подобных почестей; напротив, они хотят, чтобы мы чтили Того, Кем просвещаемые, они радуются, если и мы делаемся участниками их заслуг. Отсюда, их чтить должно ради религии Если же они жили дурно, то и не заслуживают почтения, где бы они не были.

Поэтому мы чтим их с любовью, а не раболепством. Мы не строим им храмов, потому что они не желают от нас такого почитания, зная, что и сами мы – храмы всевышнего Бога, когда бываем добродетельны. Таким образом, правильно пишется, что ангел воспретил человеку воздавать ему поклонение, подобающее только единому Господу, под властью Которого сам ангел есть только сослужитель человека.

Между тем, те ангелы, которые склоняют нас служить им и почитать их, как богов, подобны гордым людям, желающим, чтобы их, если бы было можно, мы чтили точно таким же образом. Но таких людей терпеть еще относительно безопасно, чтить же тех ангелов гораздо опаснее.
Об истинной религии Глава 55.Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Ибо если бы таинства не имели некоторых точек реального сходства с вещами, таинствами которых они являются , они бы вообще не были таинствами . В большинстве случаев, кроме того, они действительно в силу этого сходства носят имена реальностей, на которые они похожи. Следовательно, как в определенном смысле таинство тела Христова есть тело Христово, а таинство крови Христовой есть кровь Христова, таким же образом таинство веры есть вера . Теперь верить есть не что иное, как иметь веру ; и соответственно, когда от имени младенца, еще неспособного к проявлению веры , дается ответ, что он верит, этот ответ означает, что он имеет веру из-за таинства веры , и подобным образом дается ответ, что он обращается к Богу из-за таинства обращения, поскольку сам ответ принадлежит к совершению таинства. Так апостол говорит относительно этого таинства Крещения: Мы погреблись со Христом крещением в смерть. Римлянам 6:4Он не говорит: « Мы обозначили наше погребение с Ним», но «Мы были погребены с Ним». Поэтому Он не дал таинству, относящемуся к столь великому событию, никакого другого имени, кроме слова, описывающего само это событие.Письма Письмо 98. К Бонифацию. Секция 9ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Я счел своим долгом процитировать все эти отрывки из сочинений как латинских, так и греческих авторов, которые, будучи в Католической Церкви до нашего времени, написали комментарии к божественным оракулам, чтобы наш брат, если он придерживается иного мнения, чем они, мог знать, что ему подобает, отложив в сторону всю горечь спора и сохранив или полностью возродив кротость братской любви, исследовать с усердным и спокойным рассмотрением либо то, чему он должен научиться у других, либо то, чему другие должны научиться у него. Ибо рассуждения любых людей, даже если они католики и имеют высокую репутацию , не должны рассматриваться нами так же, как рассматриваются канонические Писания. Мы вольны, не нарушая уважения , которого заслуживают эти люди, осуждать и отвергать что-либо в их сочинениях, если случайно обнаружим, что они придерживались мнений, отличающихся от тех, которые другие или мы сами с божественной помощью обнаружили как истинные. Я так поступаю с писаниями других и желаю, чтобы мои разумные читатели поступали так же с моими. Короче говоря, я с помощью Господа самым непоколебимым образом верю и, насколько Он позволяет мне, понимаю то, чему учат во всех утверждениях, которые я сейчас процитировал из трудов святого и ученого Амвросия, Иеронима, Афанасия, Григория и в любых других подобных утверждениях других писателей, которых я читал, но ради краткости воздержался от цитирования, а именно, что Бог не есть тело, что Он не имеет членов человеческого тела , что Он не делим в пространстве и что Он неизменно невидим и являлся не в Своей сущностной природе и субстанции, но в такой видимой форме, как Ему было угодно тем, кому Он являлся в случаях, о которых Писание сообщает, что Его видели святые люди глазами тела.Письма Письмо 148. Письмо-наставление ( памятка ) святому брату Фортунатиану. Раздел 15.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Безошибочность Писания Ибо мне представляется в высшей степени пагубным считать что-либо написанное в Священных книгах обманом, то есть полагать, что люди, посредством которых это Писание доставлено и записано, в чем-то солгали в своих книгах5. Один вопрос – можно ли когда-либо лгать праведному человеку, иной же вопрос – позволительно ли было солгать писателю Священных книг, – впрочем, это не иной вопрос, а вовсе тут нет никакого вопроса. Достаточно допустить возможность хотя бы одного благонамеренного обмана на такой высоте авторитета – и не останется ни одной частицы этих книг, которая из-за того что она покажется кому-то либо трудной для исполнения либо неудобной для принятия на веру, не будет объяснена им по тому же самому вреднейшему правилу желанием автора прибегнуть к благонамеренному обману.Письмо 28 Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Безошибочность Писания На таких условиях мы могли бы развлекаться, не опасаясь оскорбить друг друга в области Писания, но я мог бы задаться вопросом, не было ли это развлечение за мой счет. Ибо я признаюсь вашему Милосердию, что я научился оказывать это уважение и честь только каноническим книгам Писания: из них одних я наиболее твердо верю , что авторы были полностью свободны от ошибок . И если в этих писаниях меня сбивает с толку что-либо, что кажется мне противоречащим истине , я не колеблясь предполагаю, что либо рукопись неисправна, либо переводчик не уловил смысла сказанного, либо я сам не понял этого. Что касается всех других писаний, то, читая их, как бы ни было велико превосходство авторов надо мной в святости и учености, я не принимаю их учение как истинное на основании простого мнения, которого они придерживаются; но только потому, что им удалось убедить мое суждение в его истинности либо посредством самих этих канонических писаний, либо аргументами, обращенными к моему разуму. Я верю , брат мой, что это твое собственное мнение, так же как и мое. Мне не нужно говорить, что я не предполагаю, что ты хочешь, чтобы твои книги читались как книги пророков или апостолов , относительно которых было бы неправильно сомневаться , что они свободны от ошибок . Далеко ли такое высокомерие от того смиренного благочестия и справедливой оценки себя, которые, как я знаю, у тебя есть, и без которых ты, несомненно, не сказал бы: « О, если бы я мог получить твои объятия, и чтобы посредством беседы мы могли помочь друг другу в учении!»Письмо 82 Секция 3ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#SolaScriptura Однако, если вы спросите или припомните мнение нашего Амвросия, а также нашего Киприана по обсуждаемому вопросу, вы, возможно, обнаружите, что и я не остался без некоторых, чьим стопам я следую в том, что я отстаивал. В то же время, как я уже сказал, только каноническим Писаниям я обязан уступить столь безоговорочному подчинению, чтобы следовать их учению, не допуская ни малейшего подозрения, что в них может найти место какая-либо ошибка или какое-либо утверждение, намеренное ввести в заблуждение.Письмо 82. From Augustine to Jerome (405 г.) Глава 3. Секция 24.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Иные языки В начальные времена [Церкви] (primis temporibus) Дух Святой сошел на уверовавших, и они говорили языками, которым они не учились, как Дух давал им проповедовать (ср. Деян.2:4). Это были знамения, соответствующие тому времени. Ибо надлежало, чтобы Святой Дух проявил Себя на всех языках, поскольку Евангелие Божие должно было на всех языках обойти весь круг земель. Было дано это знамение, и больше его не было. Неужели сейчас у тех, на кого возлагают руки, чтобы они получили Святой Дух, возникает надежда, что они станут говорить языками? И когда мы возлагали руку на этих младенцев, ожидал ли кто-нибудь из вас, что они станут говорить языками, а когда стало очевидным, что они языками не говорят, неужели нашелся кто-то из вас столь превратный сердцем, чтобы сказать: «Они не приняли Святого Духа, ведь если бы приняли, то говорили бы языками, как это случилось в те времена»? Если же свидетельство о присутствии Святого Духа не дается теперь через такие чудеса, откуда тогда становится очевидным, что кто-то принял Святой Дух?Толкование на послание Иоанна к Парфянам Рассуждение 6. Секция 10Источник
Ссылка на цитату
блаженный Аврелий Августин (354 - 430)#Евхаристия #Причастие Им показалось странным, что Он сказал: если не будете есть Плоти Сына Человеческого , то не будете иметь в себе жизни. Они восприняли это как безумие, помыслили о том плотски и вообразили, что Господь, отделив части от тела Своего, отдаст им. И сказали они: какие странные слова! Это они были суровы, а не поговорка; ибо если бы они не были суровыми и не кроткими, то сказали бы себе: Он говорит это не без причины, но здесь должна быть какая-то скрытая тайна . Они остались бы с Ним, смягчившись, а не ожесточившись, и научились бы от Него тому, чему научились оставшиеся, когда другие ушли. Ибо когда двенадцать учеников оставались с Ним, то, уходя, оставшиеся последователи, как бы скорбя о смерти первых, намекнули Ему, что они соблазнились Его словами, и возвратились. Но Он учил их и говорил им: Дух животворит, плоть же не пользует нимало. Слова, которые Я говорил вам, суть дух и жизнь. Иоанна 6:63 Понимайте духовно, что я сказал; вы не должны есть это тело, которое вы видите; ни пить крови, которую прольют желающие распять Меня. Я предложил вам некую тайну ; духовно понятое, оно оживет. Хотя это необходимо праздновать явно, однако это следует понимать духовно.Толкование Псалмов Толкование Псалма 99. Секция 8.ИсточникПеревод
Ссылка на цитату

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"