не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


блаженный Аврелий Августин (354 ﹣ 430)#SolaScriptura #Церковь (перевод с лат)
Пусть же никто из тех, кто готов мне ответить, не возражает мне, потому что я не говорю, что я должен верить, что община Доната не есть Церковь Христова, потому что некоторые из них, которые были епископами, осуждены церковными, муниципальными и судебными актами за то, что они предали огню божественные орудия, или потому что они не добились своего на суде епископов, которого они просили у императора, или потому что, бросая вызов самому императору, они даже заслужили от него противоположное решение, или потому что вожди циркумцеллионов среди них таковы, или потому что циркумцеллионы совершают столь великое зло, или потому что они находятся среди тех, кто бросается с пропастей или сжигает себя в кострах, которые они сами разожгли, или кто вынуждает себя убивать, даже запугивая людей против их воли, и кто желает стольких спонтанных и яростных смертей, чтобы им поклонялись люди, или потому что у их могил пьяные стада бродяг и бродяг, смешанные с нечестие и вино, хоронят себя день и ночь в своих могилах и развращают себя злодеяниями. Да будет вся эта толпа мякиной, и да не повредит пшенице, если они сами держатся Церкви. Но если они придерживаются Церкви, пусть покажут это только из канонических книг божественных Писаний, потому что мы не говорим, что мы должны верить, что мы в Церкви Христовой, потому что Оптат Милетский, или Амвросий Миланский, или другие бесчисленные епископы нашего общения похвалили то, чего мы придерживаемся, или потому что это было проповедано на соборах наших коллег, или потому что по всему миру в святых местах, которые посещает наше общение, совершается столько чудес слышания или исцелений, так что тела мучеников, сокрытые в течение стольких лет, которые они могут слышать от многих спрашивающих, были открыты Амвросию, и у этих тел слепой, который был слеп в течение многих лет, наиболее известный городу Милану, получил свои глаза и свет, или потому что он увидел сон и был взят в духе и услышал, или чтобы не идти на сторону Доната, или чтобы удалиться от стороны Доната. Все, что такое происходит в Католической Церкви, должно быть одобрено по этой причине. Поскольку они происходят в Католической Церкви, сама Католическая Церковь не проявляется, потому что эти вещи происходят в ней. Когда Сам Господь Иисус воскрес из мертвых и предложил Свое тело, чтобы ученики увидели и осязали его руками, чтобы они не подумали, что Он страдает каким-либо заблуждением, Он счел необходимым подтвердить их свидетельствами Закона, Пророков и Псалмов, показывая, что то, что было предсказано так давно, исполнилось о Нем. Таким образом, Он похвалил Свою Церковь, говоря: Покаяние и прощение грехов должно быть проповедано во имя Его во всех народах, начиная с Иерусалима. Он сам засвидетельствовал об этом, и мы считаем, что это было одобрено Его собственными устами. Это доказательства нашего дела, это основания, это опоры.
Необходимо привести свидетельства, которые не нуждаются в толкователе.
(перевод с англ)
Пусть никто из тех, кто готов мне ответить, не заявит мне, что я не говорю, что мне следует верить, будто община Доната не является Церковью Христовой по той причине, что некоторые люди, которые были епископами среди них, были осуждены церковными, муниципальными и судебными постановлениями за то, что они предали огню божественные орудия, или что на суде епископов, которого они добивались у императора, они не отстаивали своего дела, или что, апеллируя к самому императору, они даже заслужили от него приговор против них, или что среди них есть такие вожди циркумцеллианцев, или что циркумцеллиане творят такое зло, или что среди них есть такие, которые бросаются с пропастей или приносят в жертву других, чтобы они были сожжены в огне, которых они сами сжигают, или они навязывают свое убийство нежелающим людям посредством страха и они ищут столько добровольных и безумных смертей, чтобы их любили люди, или что эти пьяные стада бродяг, смешанные с распутством, день и ночь погребают себя в вине у себя на гробницы и уничтожат себя в позоре. Пусть эта толпа будет плевелами и не судит зерна, если они привержены Церкви. Но они не могут показать, придерживаются ли они Церкви, кроме как из канонических книг Божественного Писания, поскольку мы не говорим, что должно верить о нас, что мы в Церкви Христовой, на том основании, что Оптат Милевский или Амвросий Миланский или бесчисленное множество других епископов, находящихся в общении с нами, рекомендовали ту Церковь, которой мы придерживаемся, или что эта Церковь проповедовалась соборами наших коллег, или что по всему миру, в святых местах, которые мы посещаем, совершается столько чудес, либо отвеченных молитв, либо исцелений, что тела мучеников, которые лежали сокрытыми в течение стольких лет, были открыты Амвросию, потому что они могли слышать многих просителей, и человек, слепой в течение многих лет, который был хорошо известен в городе Милане, прозрел у этих тел, или потому что этот увидел во сне, а тот услышал в экстазе, что он не должен ходить в секту Доната или что он должен покинуть секту Доната. Поэтому все, что такое произошло в католической Церкви, должно быть одобрено. Поскольку они происходят в католической Церкви, Церковь не является католической только потому, что эти вещи происходят в ней. Сам Господь Иисус, когда Он воскрес из мертвых, предоставил Свое тело, чтобы Его увидели глаза Его учеников и коснулись их руками, на случай, если они все же подумают, что испытали какой-то обман. Он считал их более укрепленными свидетельством закона, пророков и псалмов, показывая, что предсказанное ранее исполнилось в Нем. Поэтому Он хвалит Свою Церковь, говоря, что покаяние и прощение грехов должно быть проповедано всем народам, начиная с Иерусалима. Он утверждал, что это написано в законе, пророках и псалмах; мы придерживаемся этого, засвидетельствованного Его собственными устами. Это доказательство нашего дела, это основание, это поддержка.
De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) Раздел XIX, Секция 50.ИсточникЛат. текст

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"