Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Троица Что же теперь (имеет отношение) к Церкви и к вашей (церкви), действительно, Психической? Ибо, в соответствии с личностью Петра, именно духовным людям эта сила будет соответственно принадлежать, либо апостолу, либо пророку. Ибо сама Церковь есть, собственно и главным образом, Сам Дух, в котором Троица Единого Божества — Отец, Сын и Святой Дух. (Дух) объединяет ту Церковь, которую Господь создал состоящей из трех. И таким образом, с того времени и впредь, каждое число (лиц), которые могли объединиться вместе в эту веру, считается Церковью, от Автора и Освящающего (Церкви). И соответственно Церковь, это правда, будет прощать грехи: но (это будет) Церковь Духа, посредством духовного человека; не Церковь, которая состоит из ряда епископов. Ибо право и арбитраж принадлежат Господу, а не слуге; Самому Богу, а не священнику.On Modesty Chapter 21.ИсточникПеревод Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Непротивление К какой открытой войне мы не были бы способны, на какую войну мы не были бы готовы, хотя бы и уступали вам в силе, – мы, которые так охотно дозволяем умерщвлять себя, если бы нашим учением не повелевалось нам скорее быть самим умерщвленными, чем умерщвлять других?Апологетик Глава 37Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы 6. Но и тот, кто полагает, что крест есть наш Бог, будет товарищем нашим в обоготворении его. Когда поклоняются какому-либо дереву с целью снискания у неге милости, то не важно, какой наружный вид его, так как натура вещества всегда одна и та же; не важна и форма, так как то самое (вещество) есть тело Бога. А впрочем какая разница между столбом креста с одной стороны и Палладою афинскою и Цирерою фарийскою с другой? Та и другая выставляется на продажу без изображения, в виде грубого чурбана и неоформленного дерева.
7. Всякое дерево, поставленное прямо, есть часть креста; мы следовательно почитаем Бога в целом и неповрежденном виде. Выше было сказано нами, что скульптуры начинают формирование богов ваших с креста; но вы воздаете божескую честь и Викториям, хотя в трофеях внутренности трофеев составляют кресты.Апологетик Глава 16. Секция 6-7Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы 1. Что мы почитаем, есть Бог единый. Он всю вселенную со всем богатством элементов, тел и духов произвел из ничего словом, которым повелел, разумом, которым устроил порядок, силою, которою все мог, для украшения своего величия. Поэтому греки назвали мир κόσμος, украшение.
2. Он невидим, хотя Его видят; Он не осязаем, хотя по милости Своей является; Он непостижим, хотя человеческим умом постигается, поэтому Он истинен и велик. Ибо, что обыкновенно можно видеть, осязать, постигать, то менее и глаз, которые видят, и рук, которые обнимают, и ума, который постигает. А что необъемлемо, то известно только себе самому.Апологетик Глава 17Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Спасение Но некоторые считают безумием то, что мы предпочитаем упорство спасению, так как могли бы и приносить жертвы публично, и отходить невинными, храня в душе свою веру. Да, вы даете нам совет, как обманывать вас; но мы знаем, откуда это происходит, кто все это делает, и как для ниспровержения нашей стойкости устрояется то лютая жестокость, то лукавое увещание. Конечно, дух демонов и злых ангелов, который, будучи нашим врагом вследствие своего падения и завидуя нам за милость Божию к нам, ведет войну против нас чрез ваши души, направленные и настроенные путем тайного внушения ко всякому извращению суда, ко всякой жестокой несправедливости, о чем мы сказали вначале. Ибо хотя вся сила демонов и духов этого рода подчинена нам, однако они, как худые рабы, соединяют со страхом дерзость и желают оскорблять тех, которых в другое время боятся. Конечно, и страх возбуждает ненависть. Кроме того, отчаянное состояние их вследствие предварительного осуждения (ех praedamnatione) считает утешением для себя пользоваться теперь злобою, пока замедляется наказание. И однако они, будучи схвачены, подчиняются и покоряются своему положению и вблизи умоляют тех, против которых издали вооружаются.Апологетик Глава 27Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Молитва #Непротивление #Поклонение Ибо мы просим императорам здоровья у Бога вечного, у Бога живого, у того Бога, благоволения Которого и сами императоры желают по преимуществу. Они знают, кто дал им власть. Они, как люди, знают и то, кто дал им душу. Они чувствуют, что тот один только есть Бог, во власти Которого они находятся, по отношению к Которому они вторые, после Которого первые, Который прежде всех богов и выше всех богов. Почему и не так, когда Он выше всех людей живых и превосходит мертвых? Они размышляют о том, доколе простирается сила их власти, и потому признают Бога. Они сознают, что они сильны чрез Того, против Которого они не могут быть сильны. Но пусть, наконец, император завоюет небо, пусть повезет плененное небо во время своего триумфа, пусть пошлет на небо стражу, пусть наложит на небо подать. Не может он этого сделать. Потому Он и велик, что меньше неба. Ибо и сам он принадлежит Тому, Кому принадлежит небо и вся тварь. Откуда он и император, откуда и человек, прежде чем сделался императором. Оттуда у него и власть, откуда и дух. Туда христиане обращаются с распростертыми руками, потому что они невинны, – с обнаженною головою, потому что мы не стыдимся, – без суфлера (sine monitore), потому что мы молимся от сердца. Мы всегда молимся за всех императоров, чтобы жизнь их была продолжительна, чтобы власть безмятежна, чтобы семья безопасна, чтобы войска храбры, чтобы сенат верен, чтобы народ честен, чтобы государство было спокойно, и о всем том, чего желает человек и император. Всего этого я не могу просить ни у кого другого, кроме Того, от Которого, как я знаю, получу, так как и сам Он таков, Который один только дает, и я такой, которому Он должен дать: я – Его раб, который один только почитает Его, который не щадит жизни за Его учение, который приносит Ему жертву самую лучшую и самую тучную, которую сам Он повелел, – молитву, происходящую от плоти целомудренной, от души невинной, от духа святого, а не зерна фимиама величиною в один асс, не соки аравийского дерева, на дне капли вина, не кровь негодного, отжившего свой век быка, и не совесть, извращенную после всех этих мерзостей. Когда у вас осматриваются жертвы порочнейшими жрецами, то я удивляюсь, почему исследуются внутренности жертвенных животных, а не внутренности самих жертвоприносителей?Апологетик Глава 30Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Молитва #Молитва святым Мы всегда молимся за всех императоров, чтобы жизнь их была продолжительна, чтобы власть безмятежна, чтобы семья безопасна, чтобы войска храбры, чтобы сенат верен, чтобы народ честен, чтобы государство было спокойно, и о всем том, чего желает человек и император. Всего этого я не могу просить ни у кого другого, кроме Того, от Которого, как я знаю, получу, так как и сам Он таков, Который один только дает, и я такой, которому Он должен дать: я – Его раб, который один только почитает Его, который не щадит жизни за Его учение, который приносит Ему жертву самую лучшую и самую тучную, которую сам Он повелел, – молитву, происходящую от плоти целомудренной, от души невинной, от духа святого, а не зерна фимиама величиною в один асс, не соки аравийского дерева, на дне капли вина, не кровь негодного, отжившего свой век быка, и не совесть, извращенную после всех этих мерзостей.Апологетик Глава 30Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Непротивление Если нам повелевается, как я сказал выше, любить врагов своих, то кого нам ненавидеть? Равным образом, если нам воспрещается воздавать оскорблением за оскорбление, чтобы самим не быть оскорбителями, то кого мы можем оскорблять?Апологетик Глава 37Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Гонения #Непротивление #Почитание мощей #Страдания Ибо сколько раз вы свирепствовали против христиан то по собственному желанию, то из повиновения законам? Сколько раз враждебная к нам чернь, даже миновав вас, нападала на нас камнями и огнем по собственному произволу? В самые неистовства вакханальские не щадят христиан даже мертвых, так как вытаскивают их из гробов, некоторых убежищ смерти, уже иными, уже не целыми, так как их рассекают и разрывают на части. Однако, слышали ли вы когда-либо о нас, которых вы считаете за толпу заговорщиков, решившихся на смерть за свое дело, чтобы мы мстили вам за все это? А ведь одна ночь с немногими факелами могла бы щедро отмстить вам, если бы позволительно было у нас воздавать злом за зло. Но да отсутствует то, чтобы божественная секта защищалась человеческим огнем, или чтобы она скорбела о том страдании, которое служит к ее испытанию.Апологетик Глава 37Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Богослужение Мы молимся и за императоров, их министров и власти, за существование рода человеческого, за спокойствие государства и за замедление конца мира. Мы сходимся для чтения Божественного писания, если обстоятельства времени требуют предостеречь от чего-нибудь или напомнить о чем-нибудь. Чрез Священное Писание мы, конечно, питаем веру, возвышаем надежду, утверждаем дерзновение и укрепляем дисциплину правилами. Там происходят также увещания, наказания и божественный суд. И суд производится, конечно, с большою тщательностью, так как судьи, христиане, знают, что его видит Бог, и что он (суд) есть самое главное предрешение суда будущего для того, кто так согрешит, что удаляется от общения в молитве, в собрании и во всяком святом деле. Председательствуют люди честные и старейшие, приобретшие эту честь не деньгами, а общим одобрением, ибо на деньгах не основывается никакое дело Божие. Если и есть у нас некоторое подобие денежного ящика, то он набирается не из почетных сумм, как бы из сумм религии, взятой на откуп. В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние. Ибо к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви, ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних, также на потерпевших кораблекрушение, и, если кто-либо находится или в рудниках, или на островах, или под стражей, то и он делается воспитанником своего исповедания.Апологетик Глава 39Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Гонения Но никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха; она скорее располагает к секте нашей. Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя. Многие и из ваших убеждают терпеливо переносить скорбь и смерть, как например; Цицерон в Тускуланах, Сенека – в Фортуитах, Диоген, Пиррон, Каллиник; однако они не находят себе столько учеников, сколько христиане, ибо те учат словами, а эти – делами. Самое упрямство, за которое вы осуждаете, есть учительница. Ибо кто, видя его, не постарается поразмыслить, в чем тут дело. Кто не приходит к нам, лишь только поразмыслит? Кто не пожелает страдать, лишь только придет, чтобы получить вполне милость Божию, чтобы через кровь свою приобрести прощение за свои грехи? Ибо все грехи отпускаются за это. Поэтому мы здесь же воздаем благодарность за ваши приговоры. Так как человеческое и божественное право находится в неприязненном отношении, то Бог прощает нас в то самое время, когда вы осуждаете.Апологетик Глава 50. Самый конецИсточник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#SolaScriptura #Экуменизм Тот уже не будет христианином, кто станет отрицать воскресение, исповедуемое христианами, и отрицать с помощью тех доводов, какими пользуется не-христианин. Отними только у еретиков общие с язычниками мнения,— так, чтобы свои исследования они основывали только на Писании,— и они не устоят.О воскресении плоти Глава 3Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Евхаристия #Причастие Поэтому его, как источник жизни следует искать, пожирать слухом, пережевывать разумом и переваривать верою. Ведь Он назвать плоть Свою «хлебом небесным» (6:51), через образ пищи наcущной постоянно напоминая о предках, которые хлеб и мясо египетские предпочли божественному зову19. Поэтому, дабы рассеять сомнения Его слушателей, Он и сказал: «Плоть не приносит пользы».О воскресении плоти Раздел 37Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Безошибочность Писания The statements, however, of holy Scripture will never be discordant with truth.
Но святые изречения никогда не будут противоречить одно другому.О душе Глава XXI. Секция 5ИсточникПеревод Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы Нам известно, что имена сих умерших людей сами по себе ничто, равно как и их кумиры. Знаем мы также и то, что подделыватели или переимщики божества, под заимствованными именами и под новыми образами, не кто иной, как злые духи, то есть, демоны. Следовательно, театральные действия о которых речь идет, посвящены именно тем, которые прикрыли себя именем их изобретателей, а потому и составляют идолопоклонство; ибо учредители их считаются богами.О зрелищах Глава 10.ИсточникАльтернативный перевод Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы #Почитание мощей Приучив их, таким образом, стали приводить их в назначенный день на похороны, дабы они как бы для забавы зрителей убивали один другого при гробах усопших. Вот происхождение сего «долга» или «повинности». Зрелище сие впоследствии становилось тем приятнее, чем было жесточе. Мало того, что употреблялся меч для истребления людей, к довершению забавы признано нужным подвергать их сверх того ярости свирепых зверей. Умерщвляемые сим способом считались жертвою, приносимою в честь умерших родственников. Но такая жертва не иное что есть, как настоящее идолопоклонство, к которому принадлежит и воздаяние служения мертвым: сии похоронные почести и идолопоклонство составляют одно и тоже. А как во гробах и в статуях обитают те же демоны: то тут совершается единственно поклонение демонам.О зрелищах Глава 12Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы #Почитание мощей А как два рода идолов: одни представляют мертвых людей, а другие мнимых богов, и оба сии рода одна и та же химера: то мы должны равно воздерживаться от того и другого идолопоклонства. Таким образом, мы гнушаемся не менее храмами богов сих как и гробами мертвецов; не приближаемся к жертвенникам одних, не покланяемся и образам других; не приносим ни жертв первым, ни даров последним; не едим мясо и жертв, посвящаемых тем и другим, потому что не можем участвовать вместе и в тайной вечери Господней и в яствах, изготовляемых для сатаны.О зрелищах Глава 13Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Молитва #Молитва святым Приникнем же, достохвальные (benedicti), в Его небесную мудрость, – прежде всего в Его заповедь – молиться тайно, которою Он требует от человека веры в то, что очи и уши всемогущего Бога соприсутствуют и в скрытом и потаенном, и в тоже время желает скромности веры, – принести свое поклонение (religionem) Тому Единому, в Кого христианин верует, как все слышащего и все видящего. Равным образом веры и скромности веры касается и следующее наставление мудрости, – если мы думаем, что не во многоглаголании словес необходимо приступать к Господу, Который, как мы уверены, наперед печется о своих. И самая эта краткость (молитвы Господней) – что составляет третью ступень мудрости – утверждается на многообилии великих и блаженных (Господних) изъяснений: насколько кратка словом, настолько многообъемлюща по смыслу. Ибо она включает не только свойственное молитве, каково поклонение Богу и прощение со стороны человека, но содержит почти все слово Господа, напоминание всего нравственного учения, так что по истине в молитве Господней заключается сокращенно как бы все Евангелие.О молитве Глава 1. Абзац 2.Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Молитва #Священники Это именно есть та духовная жертва, которая упразднила прежние жертвоприношения. "Что Мне, – говорит, – множество жертв ваших? Исполнен... всесожжений о́вних и тука агнцев, и крови волов и козлов не желаю. Ибо кто требовал этого из рук ваших» (Ис 1.11–12)? Чего, следовательно, желал бы Бог, тому именно научает Евангелие. «Настанет, – говорит, – час, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4.23). «Ибо Бог Дух есть» (2Кор 3.17), и следовательно подобных поклонников Он ищет. Мы – истинные поклонники и истинные жрецы, которые, молясь духом, в духе приносим молитву Богу, как подобающую и приятную Ему жертву, коей Он ищет и которую Он для Себя предвидел. Эту жертву, от всего сердца посвященную, верою упитанную, истиною очищенную, невинностью бесскверную, непорочностью чистую, любовью увенчанную, со многими добрыми делами, – эту жертву, среди псалмов и гимнов, мы должны возносить на алтарь Божий, и все нам будет даровано от Бога.О молитве Глава 28Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Канон НЗ Этим Он показал, что ничего не было скрыто от тех, кому Он обещал открыть всякую истину через Духа истины; и, конечно, Он исполнил обещание, ибо в Деяниях апостолов свидетельствуется о нисхождении Святого Духа. Те же, которые не признают этой книги Писания, не могут иметь и Духа Святого, ибо не могут признать, что Дух Святой был ниспослан на учеников. Равным образом не могут защищать церковь те, кто не в силах показать, когда и в какой колыбели учреждено это сообщество. О прескрипции [против] еретиков Глава 22Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Апостольская преемственность Впрочем, если какие-нибудь [ереси] осмелятся отнести себя ко времени апостольскому, дабы выдать себя тем самым за апостольское предание (поскольку они существовали при апостолах), то мы можем ответить: но тогда пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская – называет таковым Климента, назначенного Петром44. Таким же образом и прочие церкви показывают, в каких мужах, поставленных апостолами во епископы, имеют они отростки семени апостольского. Путь и еретики измыслят что-нибудь подобное. Что им осталось еще недозволенного после их богохульства? Впрочем, если даже они измыслили, то нимало не продвинутся, ибо учение их, будучи сопоставлено с апостольским, самим различием и противоположностью своей покажет, что создано оно вовсе не апостолом или мужем апостольским. Ведь как апостолы не учили ничему несогласному, так и мужи апостольские не провозглашали ничего противного апостолам, – ибо те, которые научились от апостолов, не могли проповедовать иначе. По такому же образцу будут судить и о тех церквях, которые хоть и не выставляют своим основателем никого из апостолов или мужей апостольских (ибо возникли много позже и постоянно возникают и сейчас), но единодушны в одной вере и потому считаются не менее апостольскими вследствие единокровности учения (pro consanguinitate doctrinae). Итак, пусть все ереси, призванные нашими церквами к ответу, покажут любым из двух способов, что считают себя апостольскими. Но они не таковы, и не смогут ни доказать, что они таковы, ни получить мир и общение от церквей апостольских (по той или иной причине); то есть они никак не суть апостольские именно вследствие различности их учения и веры.О прескрипции [против] еретиков Глава 32.Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы Бог запрещает как создавать идола, так и поклоняться ему. Поскольку изготовление предшествует служению, то самое главное – чтобы не создавалось то, чему запрещено поклоняться. По этой причине, а именно с целью уничтожения почвы для идолопоклонства Божьим законом заповедано: Не делай идола, а сразу вслед за этим говорится: А также изображений тех, что на небе, на земле и в море (Исх. 20:4), согласно чему рабам Божьим вообще были запрещены подобные искусства. Первым возвестил Енох, что все стихии и вообще все, что населяет мир, то есть живет на небе, на земле и в море, будет демонами и духами отступившихся ангелов направляться к идолопоклонству. Эти силы будут стараться сделать так, чтобы вместо Бога и наперекор Богу служением и почетом окружили их самих. Вот потому-то человеческое заблуждение и почитает все что угодно, только не Творца всего. Эти изображения суть идолы, а почитание идолов священными – идолопоклонство. Кто совершает идолопоклонство, тот несомненно должен быть причислен к творцам этого самого идола.Об идолопоклонстве Глава 4Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы Вот потому-то человеческое заблуждение и почитает все что угодно, только не Творца всего. Эти изображения суть идолы, а почитание идолов священными – идолопоклонство. Кто совершает идолопоклонство, тот несомненно должен быть причислен к творцам этого самого идола. Поэтому тот же Енох в равной степени грозит и поклоняющимся Идолам и тем, кто их изготовляет. Так говорит он: Клянусь вам, грешники, что вам уготована печаль в день погибели. Предупреждаю вас, служащих камням, и изготовляющих изображения золотые и серебряные, а также деревянные, каменные и глиняные, служащих привидениям, демонам и духам преисподней, и следующих заблуждению, а не учению, что не найдете вы в них помощи себе4. И Исайя говорит: Вы Мои свидетели: есть ли Бог кроме Меня. И не было тогда тех, кто лепит и режет, все они безумны, творящие угодное себе, то, что им не поможет (44:8–9). И далее все это высказывание обращено как против создателей идолов, так и против их почитателей. А заключительные слова Исайи таковы: Знайте, что прахом и землей будет сердце их. и никому из них не дано освободить свою душу . И Давид то же самое говорит о создателях идолов: Так будет с теми, кто творит подобное (Пс. 113:16). Стоит ли мне, человеку с не слишком хорошей памятью, что-либо сюда прибавлять? Нет нужды прибегать к Священному Писанию. Разве недостаточно голоса Святого Духа и следует ли раздумывать относительно того, предал ли уже Господь проклятию изготовителей тех вещей, почитателей, которых Он осудил и проклял?Об идолопоклонстве Глава 4Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#SolaScriptura #Достаточность Писания Итак: «В начале... Бог... сотворил... небо и землю» (Быт 1.1). Я преклоняюсь пред полнотой Писания, ибо оно показывает мне и Творца, и творение. А в Евангелии я нахожу довольно много о помощнике и посреднике Творца – Слове. О том же, что все сотворено из какой-то материальной субстанции, я до сих пор нигде не читал. Пусть школа Гермогена утверждает, что об этом где-то написано. А если все же не написано, то пусть остерегается тех бед, которые суждены любителям вымысла и клеветы.Против Гермогена Глава 22.Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Евхаристия #Причастие Ведь именно это открыл Господь в признаваемом и вами Евангелии, назвав хлебом Свое Тело, чтобы уже благодаря этому ты уразумел, что образ Своего Тела придал хлебу Тот, Чье Тело пророк прежде уподобил хлебу, так как Сам Господь собирался впоследствии объяснить это таинство.Против Маркиона Книга 3. Глава 19. Секция 1Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Канон НЗ #Канон Писания Конечно, Маркион оказался первым и единственным исправителем Евангелия, пребывавшего разоренным со времен Тиберия до времен Антонинов, столь долго ожидаемый Христом, раскаявшимся уже в том, что Он поспешил послать апостолов без поддержки Маркиона! Как бы там ни было, ересь – дело человеческого безрассудства, а не божественного могущества, ересь, которая всегда именно так исправляет Евангелия – подделывая их, поскольку, если Маркион и ученик, он, однако, не выше учителя; и если Маркион – апостол, то Павел говорит: Я ли, они ли, мы так проповедуем, – и если Маркион – пророк, то и духи пророков будут подвластны пророкам, ведь они – пророки не разорения, но мира, даже если Маркион – ангел, то его, по-другому проповедующего Евангелие, скорее нужно назвать анафемой, чем проповедником Евангелия. Итак, исправляя, он подтверждает и то, и другое: и что наше <Евангелие> более раннее, ведь он исправляет то, что обнаружил существующим; и что более позднее то, которое он, составив из исправлений нашего, присвоил и обновил.Против Маркиона Книга 4. Глава 4. Секция 5Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Евхаристия #Причастие Ведь именно это открыл Господь в признаваемом и вами Евангелии, назвав хлебом Свое Тело, чтобы уже благодаря этому ты уразумел, что образ Своего Тела придал хлебу Тот, Чье Тело пророк прежде уподобил хлебу, так как Сам Господь собирался впоследствии объяснить это таинство.Против Маркиона в пяти книгах Книга 3. Глава 19.Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Иконы Ибо человек, пребывающий в духе, особенно когда созерцает славу Бога или когда через него говорит Бог, неизбежно лишается чувства, а именно затемняется божественной силой. Хотя об этом у нас имеется спор с психиками, легко, однако, доказать исступление Петра. Ибо как он мог бы узнать Моисея и Илию [, если он не пребывал в духе?] – ведь не было у <еврейского> народа ни образов их, ни статуй, ни подобий, так как это запрещал Закон, – если он не узрел их в духе? И, таким образом, то, что он сказал, когда, надо думать, пребывал в духе, а не в чувстве, он не мог знать.Против Маркиона в пяти книгах Книга IV. Глава 22. Секция 5Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Евхаристия #Причастие Итак, заявив, что Он возжелал есть пасху как Свою собственную – ведь недостойно Бога желать чего-либо Ему не принадлежащего, – Он хлеб, принятый и разделенный между учениками, сделал Своим Телом, говоря: Это есть Тело Мое, – т. е. «образ Моего Тела». Ведь не было бы образа, если бы не было собственно Тела. Впрочем, пустая сущность, которой является призрак, не могла бы иметь образ. Или же, если потому он преобразовал себе хлеб в тело, что был лишен истинности тела, то он должен был предать за нас хлеб. Распятие хлеба соответствовало бы вздорности Маркиона.Против Маркиона в пяти книгах Книга 4. Глава 40Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Троица Итак, всюду придерживайся этого приведённого мною правила, которым я свидетельствую о том, что Отец, Сын и Святой Дух нераздельны Друг от Друга, и так ты поймёшь, что и каким образом называется. И вот, я говорю, что иной есть Отец, иной – Сын и иной – Дух Святой. Плохо понимает это какой-нибудь невежда или извращающий то, что сказано, указывая на какую-то противоположность и из неё заключая о раздельности Отца, Сына и Духа Святого. Я же говорю это по необходимости, поскольку те, кто льстиво выступает против домостроительства монархии, утверждают, что Отец, Сын и Святой Дух суть Один и Тот же. [Я настаиваю], что Сын иной, нежели Отец, не по противоположности, но по распределению, и иной не по разделению, но по различению, так как не Один и Тот же есть Отец и Сын, или Один отличается от Другого лишь образом Своего бытия.Против Праксея Глава 5. Секция 9Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#SolaScriptura #Троица И ты должен будешь доказать [это] из Священных Писаний с такой же очевидностью, с какой мы доказываем, что Бог сделал Себе Сыном Своё собственное Слово. Ведь если Он назвал Его Сыном, то Сын есть никто иной, как Тот, Кто произошёл от Него. Слово же произошло от Него, Оно есть Сын, а не Сам Тот, от Кого произошло, – ведь Сам из Себя Бог не происходит. Далее, называя Одним и Тем же Отца и Сына, ты делаешь так, что Один и Тот же и произвёл и произошёл от Самого Себя. Но хотя Бог и мог это сделать, однако не сделал. Или ты приведи доказательство, которое, как я требую, должно быть подобно моему, то есть такое, которое на основании самих Священных Писаний показывало бы, что Отец и Сын суть Один и Тот же, так же как мы показали, что Отец и Сын различны, – различны, повторяю я, а не раздельны. И как я приведу сказанное Богом: Излило сердце Моё Слово благое (Пс.44:2), так и ты приведи какое-нибудь место, где Бог сказал бы противоположное, [то есть]: Излило сердце Моё Меня, Слово благое, так что Он будет и Тем, Кто излил и Тем, Что излил; и Тем, Кто произносит и Тем, Что произнесено, если только Он Сам одновременно и Слово, и Бог.Против Праксея Глава 5. Раздел 11Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Божественность Святого Духа #Божественность Христа #Троица Однако никогда уста наши не произносили, что существуют два Бога и два Господа. Но не потому, что не может быть так, что и Отец Бог, и Сын Бог, и Дух Святой Бог, и каждый из Них – Бог, а потому, что и прежде проповедовались и два Бога, и два Господа, чтобы, когда пришёл Христос, Он был бы признан Богом и назван Господом, ибо Он – Сын Бога и Господа. Ведь если в Священном Писании можно было бы найти одно Лицо и Бога, и Господа, то справедливо Христа нельзя был бы называть именем Бога и Господа; ведь [в Священном Писании] не проповедуется никого, кроме Единого Бога и Господа. И тогда необходимо будет следовать то, что Сам Отец сошёл [на землю], поскольку [в Священном Писании] говорится только о Едином Боге и Едином Господе. И, таким образом, омрачится всё Его домостроительство, которое было заранее продумано и предназначено стать предметом [нашей] веры. Когда же пришёл Христос и был узнан нами как Сам Тот, Кто привёл к возникновению [в Боге множественного] числа, став Вторым после Отца, а вместе со Святым Духом – Третьим, и через Кого более полно открылся Отец, тогда имя Бога и Господа опять соединилось воедино для того, чтобы язычники перешли от множества идолов к Единому Богу, и установилось различие между почитателями Единого Бога и многих божеств. Ибо христианам как сынам света надлежит светить в мире, почитая и именуя светом мира Единого Бога и Господа.Против Праксея Глава 6. Секция 13Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#SolaScriptura #Достаточность Писания Однако Священное Писание вовсе не подвергается опасности и не нуждается в твоих доказательствах, чтобы не оказаться противоречащим самому себе. Оно имеет смысл и тогда, когда утверждает Единого Бога, и тогда, когда Двух – Отца и Сына, и является самодостаточным.Против Праксея Глава 9. Раздел 18Источник Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (155/60 - 220/40)#Божественность Святого Духа #Божественность Христа #Троица И потому Дух – Бог, и Слово – Бог, так как Они от Бога; тем не менее [они не суть] Сам Тот, от Кого Они. И если Дух Божий как самостоятельная сущность не будет Самим Богом, но [будет] Богом настолько, насколько происходит от сущности Самого Бога и насколько Он есть самостоятельная сущность и некоторая часть целого, то намного более сила Всевышнего не будет Самим Всевышним, поскольку она не есть самостоятельная сущность, каковой является Дух, так же как [самостоятельными сущностями не являются] ни Премудрость, ни Провидение92.Против Праксея Глава 11. Секция 26. Параграф 2Источник