Фома Аквинский (1225 - 1274)#Безошибочность Писания Ответ на возражение 1. Незаконно утверждать, что в Евангелии или в каком-либо каноническом Писании содержится какое-либо ложное утверждение , или что его авторы говорили неправду, потому что вера была бы лишена своей уверенности , которая основана на авторитете Священного Писания . То, что слова некоторых людей по-разному передаются в Евангелии и других священных писаниях, не является ложью. Поэтому Августин говорит (De Consens. Evang. ii): «Тот, кто имеет ум, чтобы понять, что для того, чтобы познать истину, необходимо достичь смысла , придет к выводу, что он не должен быть нисколько обеспокоен, какими бы словами этот смысл ни выражался». Отсюда очевидно, как он добавляет (De Consens. Evang. ii), что «мы не должны судить, что кто-то лжет, если несколько человек не описывают одинаково и одними и теми же словами вещь, которую они помнят, что видели или слышали».Summa Theologiae Second Part of the Second Part. Question 110. Статья 3ИсточникПеревод Фома Аквинский (1225 - 1274)#SolaScriptura Notandum autem, quod cum multi scriberent de catholica veritate, haec est differentia, quia illi, qui scripserunt canonicam Scripturam, sicut evangelistae et apostoli, et alii huiusmodi, ita constanter eam asserunt quod nihil dubitandum relinquunt. Et ideo dicit et scimus quia verum est testimonium eius; Gal. I, 9: si quis vobis evangelizaverit praeter id quod accepistis, anathema sit. Cuius ratio est, quia sola canonica Scriptura est regula fidei. Alii autem sic edisserunt de veritate, quod nolunt sibi credi nisi in his quae vera dicunt
Следует отметить, что, хотя многие могут писать о католической истине, есть различие: те, кто написали каноническое Писание, — Евангелисты, Апостолы и другие подобные им — утверждают его с такой непреклонностью, что не оставляют места для сомнений. Об этом говорится в словах: «Мы знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21:24). А также в Послании к Галатам 1:9: «Если кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема!» Причина в том, что только каноническое Писание является мерилом веры[regula fidei]. Другие же писали об истине таким образом, что им не следует верить иначе, чем в той мере, в какой они говорят истинуSUPER EVANGELIUM JOHANNIS Lectio 6. Секция 7.Источник Фома Аквинский (1225 - 1274)#SolaScriptura Впрочем, авторитет их для священного учения условен и случаен, авторитет же канонических Писаний – истинен и неоспорим; [более того] даже авторитет учителей Церкви, хотя на них и ссылаются, не неоспорим. Ибо вера наша зиждется на откровении, преподанном апостолам и пророкам, написавшим канонические книги, а не на откровениях (если таковые имеют место), преподанных учителям Церкви. Поэтому и сказано Августином: «Только эти книги Писания, называемые каноническими, столь достославны, что мы веруем: авторы их ни в чем не погрешили против истины. Что же до прочих писателей, труды коих мне довелось читать, то, полагаю, не все в их трудах истинно: ведь какой бы ни достигли они учености и святости, это все равно – просто их собственные писания и помышления»16.Сумма теологии Том 1. Вопрос 1. Раздел 8Источник Фома Аквинский (1225 - 1274)#SolaScriptura Отвечаю: как учил Августин, при обсуждении такого рода вопросов надлежит соблюдать два правила. Первое заключается в том, чтобы неукоснительно держаться истины Священного Писания. Второе же связано с тем, что коль скоро Священное Писание может быть истолковано в различных смыслах, не должно излишне твердо прилепляться к какому-нибудь одному из них; по крайней мере, нужно быть готовым к тому, чтобы отказаться от него в том случае, если более тщательное исследование истины его ниспровергнет, иначе Писание может быть осмеяно неверующими, что [в свою очередь] может закрыть перед ними путь верыСумма теологии Том 2. Часть 25. Вопрос 68. Раздел 1Источник