Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Евхаристия #Причастие He is “heavenly bread” and “spiritual food” furnishing life by food and knowledge, “the light of men,” that is, of the Church. Therefore those who ate the heavenly bread died, but he who eats the true bread of the Spirit shall not die. The Son is the living bread which was given by the Father to those who wish to eat. “And my flesh is the bread which I will give,” he says, that is, to him whose flesh is nourished by the Eucharist [εὐχαριστίας, lit. thanksgiving]; or better still [ὅπερ καὶ μᾶλλον], the flesh is his body, “which is the Church,” “heavenly bread,” a blessed Assembly. Он есть «хлеб небесный» и «пища духовная», дающая жизнь пищей и знанием, «свет человеков», то есть Церкви. Поэтому те, кто ел небесный хлеб, умерли, но тот, кто ест истинный хлеб Духа, не умрет. Сын есть живой хлеб, который Отец дал тем, кто хочет есть. «И Плоть Моя есть хлеб, который Я дам», — говорит Он, то есть тому, чья плоть питается Евхаристией [εὐχαριστίας, букв. благодарение]; или, лучше [ὅπερ καὶ μᾶλλον], плоть есть Его тело, «которое есть Церковь», «хлеб небесный», благословенное Собрание.
(В русском переводе параграф 13)
Он есть хлеб небесный и духовная пища жизни изобильная для пищи и ведения, свет людей, т. е. Церкви. Вкусившие хлеба небесного умерли, ядущий же истинный хлеб духовный не умрет. «Хлеб живый» есть Сын, данный Отцем желающим вкушать. «Хлеб, который Я дам, говорит: плоть моя есть» (Ин.6, 51), или (хлеб), которым питается плоть чрез евхаристию, или, что и вернее, Его плоть есть тело Его, «которое есть церковь» (ср. Ин.6, 51; Пс.77, 24), «хлеб небесный», благословенное собрание, потому что избранные по своей сущности произошли из одного и того же естества и достигнут того же самого конца.The Excerpta ex Theodoto of Clement of Alexandria ИсточникПереводГреческий текст Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Евхаристия #Причастие О пище этого рода в других местах Евангелия Иоаннова Господь говорил символически и иным образом: Ешьте Мою плоть и пейте Мою кровь (Ин. 6:54). Очевидно, Он говорит здесь иносказательно о вере и обетования, и которых церковь, подобно человеку состоящая из многих членов, получает свои жизненные соки и по силе которых растет. Но вера сложена и связана из двух составных частей: из тела, т. е. собственно веры, и из души, т. е. надежды, подобно тому как и Господь состоит из плоти и крови. В самом деле надежда есть кровь веры; надеждой вера удерживается в согласии сама с собой, как бы оживляющей душой. Если же надежд, подобно вытекающей крови, испаряется, то потухает и живость веры.Педагог Книга 1. Глава 6. Параграф 13.Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Евхаристия #Причастие Или, может быть, ты хочешь все это не так понимать, но конкретнее? Выслушай же от меня изложение этого предмета и с этой стороны. Под образом плоти иносказательно говорится о Святом Духе, ибо плоть Им создается. Кровь картинным образом означает собой Логоса, потому что как кровь с собой несет жизнь, так и Логос богатейшую разливает жизнь по миру; смешение же обоих, Господь (таинство Евхаристии, преподаваемое церковью), есть пища детей. Этим словом – Господь обозначается конкретно вместе и Дух Святой, и Логос. Нашей пищей является Господь Иисус; это значит, питаемся мы Логосом Отца и вместе воплощенным Святым Духом, священной небесной плотью. Это наша пища есть молоко Отца: вот для нас, малых детей Его, единственная пища. Друг наш и питатель Логос, Он пролил за нас кровь свою, собой жертвуя для блага человечества. Он научил нас веровать в Бога; через Него мы к Отцу имеем доступ, к самой груди Его, «заботы утишающей» ((«Илиада», X, 84)), ибо Логос и есть грудь Отца.Педагог Книга 1.Глава 6. Параграф 18.Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Евхаристия #Причастие «У меня есть пища», говорит Господь, «которой вы не знаете. Моя пища есть – творить волю Пославшего Меня» Здесь вы имеете дело с другой пищей, которую точно так же как молоко нужно понимать в переносном смысле; это воля Божия. – Но и полнота собственных Его страданий называется «чашею», поскольку лишь выпить ее и опорожнить до дна было Его обязанностью. Так исполнение воли Отчей для Христа было Его пищей, а для нас, Его чад, Он сам служит питанием; мы всасываем в себя оное из небесного Логоса.»Педагог Книга 1. Глава 6.Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Евхаристия #Причастие Но это обстоятельнее мы изложим в книге «О воскресении». А как так Господь сказал: «Хлеб, который Я дам, есть плоть Моя»; так как далее плоть кровью орошается и так как кровь иносказательно и вином называется, то должно следующее иметь в виду: как хлеб, в смещение (вина с водой) в раздробленном виде опущенный, вино в себя поглощает, водянистых же составных частей в себя не принимает, подобным образом и плоть Господа (Дух Святой, церковь), состоя хлебом небесным, всасывает в себя кровь, т. е. небесных из людей, воспитывая их до бессмертия; и лишь с плотскими пожеланиями она не имеет дела, предоставляя им гибнуть.
Таким образом о Логосе под различными чувственными образами говорится. Называется Он пищей, плотью, питанием, хлебом, кровью, молоком; всем этим Господь состоит для нас, в Него верующих, дабы мы возрастали в Нем.
Никому поэтому пусть не кажется странным наше уверение, что это о крови Господней говорится под образом молока. Не о ней ли же иносказательно говорится и под образом вина? «Он моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11). Это место означает, что в Его (Святом) Духе тело Логоса (церковь) достигает красоты и славы, подобно тому как и Он сам своим Духом питает тех, которые страстно добиваются общения с Ним.Педагог Книга 1. Глава 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#SolaScriptura #Достаточность Писания Слово спасения названо здравым учением, ибо преподавший его Логос есть сама истина. Все здравое остается бессмертным, а от здравого и Божественного удалившееся лишено божественности и смертельно больно.Строматы Книга 1. Глава VIII. О вреде чрезмерного увлечения софистикой. Секция 40.4Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#SolaScriptura (6) Итак, верящий Писаниям и имеющий верное суждение, слышит в них голос самого Бога, свидетельство непререкаемое. Такая вера уже более не нуждается в доказательствах. Блаженны поэтому не видевшие, но уверовавшие (Ин. 20:29). (7) Счастливы не внимавшие песням сирен, которым свойственно сверхъестественное влияние, захватывающее всех проплывавших мимо, подавляющее волю и заставляющее прислушаться к их песням.Строматы Книга 2. Раздел 2. Секция 6-7Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Непротивление Равным образом следует и врагу помогать, чтобы он не оставался врагом, ибо помощью доброжелательность укрепляется, a вражда рассеивается.Строматы Книга вторая. 17. Различные виды познания. Секция 19. Абзац 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Тот же Моисеев закон внушает нам представление о справедливости и учит благоразумию, заповедуя избегать служения бесчувственным и бессмысленным идолам. Именно на основании этого источника мы учимся сопоставлению. «Жертвы нечестивых суть мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему» (Притч. 15:8), ибо «праведность приятнее Господу, чем жертва»Строматы 2 Книга 18 глава 78.3-78.4Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Пифагор предписывал «не носить перстней и не вырезать на них изображений богов». Но ведь и Моисей, только много ранее, заповедовал не творить литые, лепные или рисованные изображения и не поклоняться чему-либо материальному, но обращаться только к умопостигаемому. Ведь сопоставление Божественного величия с предметами видимыми и поклонение умопостигаемой природе посредством материального означает унижение ее через чувственное.Строматы Книга 5. Глава 5Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Но ведь и Моисей, только много ранее, заповедовал не творить литые, лепные или рисованные изображения и не поклоняться чему-либо материальному, но обращаться только к умопостигаемому. Ведь сопоставление Божественного величия с предметами видимыми и поклонение умопостигаемой природе посредством материального означает унижение ее через чувственное. Строматы 5 книга 5 глава Раздел 4-5Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Молитва #Спасение Жертвой Богу поистине благовонной состоит бесповоротное отвержение нами и оставление исключительных забот о теле и подавление плотских страстей. Нет другого богопочтения более истого и более благонадежного.Строматы Книга 5. Глава 11Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Не смешно ли утверждать, что человек, которого философы называют «игрушкой Бога», может сам творить себе Бога и что Божество, в свою очередь, становится игрушкой, созданной руками ремесленника? То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено. Так, изделие из слоновой кости есть слоновая кость, изделие из золота – золото. Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого. Как бы ни совершенствовалось искусство, вещество всегда останется верным своей природе. Поэтому произведения искусства не могут считаться священными и божественными.Строматы Книга 7 Глава 5 Раздел 3-4Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Богослужение #Молитва #Церковь Вот в это, так вы верите; а если мы проповедуем, что только душа праведника есть жертвенник по истине священный и что молитва души богобоязливой есть истинный аромат, то вы отказываетесь верить нашим словам.Строматы Книга 7. Глава 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Молитва #Церковь Церковь, вот дыхание Божие, но дыхание и человечества. Жертвоприношениями состоят молитвы, вот дыхание святых душ; раскрытие в молитве души пред Богом, вот в какое вскрытие жертвенных внутренностей верим мы.Строматы Книга 7. Глава 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Богослужение #Молитва У нас христиан есть здесь на земле и алтари, но какие? Ими служат молитвенные собрания наши, где слышится из молитвенно настроенных душ один голос, господствует один дух.Строматы Книга 7. Глава 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Богослужение #Молитва Итак, Божеству нужно приносить жертвы не многоценные, но угодные. Будем посему возносить к престолу Его ароматическое благовоние, составленное согласно с предписаниями закона (Втор. 30:34); будем возносить к Богу фимиам молитв, слагающийся из общения многих уст и голосов; да возносится к Богу со всей земли это святое дыхание различных народов и племен.Строматы Книга 7. Глава 6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#SolaScriptura Люди, склонные к поиску наиболее совершенного, никогда не признают что-либо истинным прежде, чем найдут подтверждение тому в Писании. Строматы 7.16Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Божье Слово #Предание Способность к суждению одинаково свойственна всем людям, но одни, следуя наставлениям Логоса, делаются верующими, другие же, предавшись страстям, насилуют Писание им в угоду.Строматы Книга 7. Глава 16. Секция 4.Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Апостольская преемственность #Церковь Однако несложно показать, что их мирские сообщества возникли позже кафолической Церкви. (4) Проповедь Спасителя по пришествии его на землю началась при Августе и завершилась приблизительно в середине царствования Тиберия. Проповедь апостолов, включая сюда и служение Павла, закончилась при Нероне. Первые же ересиархи появились позднее, приблизительно во времена императора Адриана. Возникновение новых ересей продолжалось до царствования Антонина Старшего. Тогда же жил, к примеру, и Василид, хотя сам он и его последователи кичливо утверждают, что он был учеником Главкия, переводчика Петра. Говорят также, что наставником Валентина был некий Февда (Θευδα), ученик Павла. (107, 1) Маркион, живший почти в то же время, был уже стар, по сравнению с остальными, более молодыми. И один только Симон мог в течение некоторого времени слушать Петра. (2) Все это наглядно доказывает, что секты образовались через отделение от древней и истинной Церкви уже позже, а некоторые, в свою очередь, отделились от них, заклеймив себя позором отступничества. (3) Из сказанного, я полагаю, ясно следует, что есть только одна истинная Церковь – та, которой старшинство принадлежит по праву. Именно к ней принадлежат, Божией волей, все праведные. (4) Есть один только Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и заслуживает всяческого уважения все то, что проявляет себя как единство, имитируя тем самым единство этого первоначала. В соответствии с природой этого Единого, Церковь по самому существу своему должна быть едина, и разделение ее на множество церквей, к которому стремятся еретики, есть насилие над ней. (5) Мы утверждаем, что по сущности своей, по замыслу, по происхождению и по превосходству первоначальная и кафолическая церковь едина, которая по воле единого Бога, через единого Господа объединяет всех, готовых принять «единство веры», одной веры, утвержденной на особых заветах, а точнее, на одном завете для всех времен. Предопределил же к этому Бог тех, о ком от начала мира знал, что они будут праведны. (6) Это превосходство церкви, основанное на едином первоначале, которое, в силу своей единственности, превосходит все остальное и не может сравниться ни с чем иным, есть предмет особый, о котором речь пойдет отдельно.Строматы Книга 7. Глава 17. Секции 106.3-106.6Источник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Статуи же бездеятельны, бесполезны, бесчувственны; они привязываются, прибиваются гвоздями, приколачиваются, выплавляются, шлифуются, пилятся, обтесываются, выдалбливаются. Ваятели бесчестят немую землю, изменяя подлинную ее природу, побуждая других при помощи своего искусства поклоняться ей. Сами же создатели богов поклоняются не богам и демонам, как мне кажется, но земле и искусству – тому, чем является статуя. Действительно, статуя есть мертвая материя, преображенная рукою мастера. У нас же есть не воспринимаемый посредством ощущений, сделанный из постигаемой чувствами материи образ, но умопостигаемый; Бог, Который единственный есть действительно Бог, познается лишь умом, но не чувствами.Увещевание к язычникам Глава 4. LI. Идолы ничтожнее любого живого существаИсточник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы У нас же есть не воспринимаемый посредством ощущений, сделанный из постигаемой чувствами материи образ, но умопостигаемый; Бог, Который единственный есть действительно Бог, познается лишь умом, но не чувствами.Увещевание к язычникам Глава 4.Параграф LI. Идолы ничтожнее любого живого существаИсточник Климент Тит Флавий Александрийский (около150 - около215)#Иконы Вас же искусство обмануло, обольстив иначе, склонив если не к страсти, то к почитанию статуй и картин.Увещевание к язычникам Глава 4. LVII О «своднической» роли искусстваИсточник