не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


Список трудов
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#SolaScriptura Они утверждают, что, хотя мы и признаем три Лица, мы говорим, что есть одна благость, одна сила и одно Божество. И в этом утверждении они не выходят за рамки истины ; ибо мы говорим так. Но основанием их жалобы является то, что их обычай не допускает этого, и Писание не поддерживает это. Что же тогда наш ответ? Мы не думаем, что правильно делать их преобладающий обычай законом и правилом здравого учения. Ибо если обычай должен служить доказательством здравомыслия, мы также, конечно, можем продвигать наш преобладающий обычай; и если они отвергают это, мы, конечно, не обязаны следовать их обычаю. Пусть же вдохновенное Писание будет нашим арбитром, и голос истины , несомненно, будет отдан тем, чьи догматы будут найдены согласными с Божественными словами.On the Holy Trinity ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Спасение #Только верой (Sola Fide) Ибо на Себя восприяв скверну моих грехов, мне передал Свою чистоту и Своей красоты учинил меня причастною Тот, Кто сперва из ненавистной соделал меня достолюбезною и потом возлюбил. После сего убеждает отроковиц, чтобы и они соделались прекрасными, указывая им на свою красоту, подобно великому Павлу, который говорит: «будите якоже аз, зане и аз, якоже вы» (Гал. 4, 12), и: «подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор. 11, 1). Посему не попускает учащимся у ней душам, смотря на свою прошедшую жизнь, отчаиваться в возможности стать прекрасными, напротив того, советует, взирая на нее, из ее примера дознать, что настоящее, если оно неукоризненно, делается покровом прошедшего.Изъяснение Песни песней Соломона Беседа 2. Толкование на Песн. 1, 4–7Источник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#SolaScriptura Но поскольку у внешних по кажущейся последовательности возымел силу свой взгляд на душу, а нам не дано этой власти, разумею власти утверждать что угодно, мы, как правилом и законом во всяком догмате, пользуемся Святым Писанием, – то необходимо, взирая на это, принимать одно то, что может быть согласным с целью написанного.О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной Источник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#SolaScriptura Григорий. На меня сильно подействовало сказанное, и я отвечал: всякому, кто имеет ум, достаточно так просто и безыскусственно в порядке изложенного слова, чтобы признать его основательным и нигде не погрешающим против истины. Но как старающимся об искусственных способах доказательств достаточным для удостоверения кажется силлогизм, а у нас из всех искусственных выводов признается достовернейшим подтверждаемое священными учениями Писания, то думаю, что должно доискаться о сказанном: согласно ли с этим Богодухновенное учение?О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной Источник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Благодать потому что спасение даруется Тобою людям не за дела праведности, но по одной Твоей благодати.О надписании псалмов Источник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Божественность Христа #Паломничество #Церковь Там, где Господь призывает благословенных к наследию царства небесного, путешествия в Иерусалим Он не поставил в числе добрых дел. Там, где Он возвещает блаженства, не внес в число их усердия к сему. Имеющий же ум пусть размыслит, зачем стараться делать то, что не делает ни блаженным, ни к царствию небесному близким? Хотя бы и было это дело полезно, и в таком случае совершенным не так хорошо об нем ревновать. Но поскольку это дело по тщательном рассмотрении оказывается приносящим и вред душевный избравшим строгую жизнь, то оно должно быть предметом не ревности особой, но величайшей осторожности, чтобы решившийся жить по Богу, не испытал какого-либо вреда.
...
Да и что большего получит тот, кто побывает в этих местах, как будто Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или как будто Дух Святый обилует между иерусалимлянами, а к нам не может прийти?
...
Что явившийся Христос есть истинный Бог, это мы исповедовали и прежде, чем были на месте, и после сего вера не уменьшилась и не увеличилась. О вочеловечении чрез Деву мы знали и прежде, чем были в Вифлееме; и воскресению из мертвых мы веровали прежде, нежели видели гроб; что истинно было вознесение, исповедали прежде, нежели увидели гору Масличную. Ту только принесло нам пользу путешествие, что по сравнению мы узнали, что у нас более святого, чем в других странах. Посему боящиеся Господа хвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебе и ходить (Лев. 26, 12). А если внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения – ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям из тела путешествовать к Господу, а не из Каппадокии в Палестину. Если же кто выставит на вид против сего слово Господа, заповедавшее ученикам не отлучаться от Иерусалима, пусть уразумеет смысл сказанного. Поскольку благодать Святого Духа и раздаяние (Его даров) еще не было сообщено апостолам, то Господь приказал им оставаться в том же месте, пока не облекутся силою свыше. Если бы то, что было сказано, продолжалось доныне, то есть если бы Дух Святый раздавал бы каждому дары в виде огня, то всем следовало бы быть в том месте, где совершается раздаяние дарований. А если Дух где хощет, дышит, то и здесь уверовавшие делаются причастниками дарования по сходству веры, а не по причине путешествия в Иерусалим.
Письма Письмо 2. О тех, которые предпринимают путешествия в ИерусалимИсточник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Иконы Но кто взойдет в какое-либо место подобное сему, где сегодня мы собрались, где (совершается) память праведного и где святые останки его, тот, во-первых, утешит свою душу великолепием того, что представляется его взорам, видя сей дом, как храм Божий, светло благоукрашенным и величием постройки, и благолепием украшений, где и резчик придал дереву вид различных животных, и камнетес каменные плиты довел до гладкости серебра. И живописец украсил искусственными цветами, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика, его твердое стояние на суде, мучения, зверообразные лица мучителей, их насильственные действия, пламенем горящую печь, блаженнейшую кончину подвижника, начертание человеческого образа подвигоположника Христа; все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика и светло украсил храм, как бы цветущий луг (ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу). И слагатель разноцветных камней сделал попираемый пол достойным описываемого события.Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону) 2 абзацИсточник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Безошибочность Писания #Боговдохновенность Писания #Предание #Спасение #Только верой (Sola Fide) «пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (κανόνι παντὸς δόγματος καὶ νόμῳ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний». В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτήριον ἀσφαλὲς τῆς ἀληθείας ἐπὶ παντὸς δόγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания, которое есть «закон (νόμος) для читающих его». Наш разум и рассуждение (ὁ λόγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (διὰ τῆς ἁγίας γραφῆς ὁδηγούμενος). В свою очередь, догматы, открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεῖν διὰ πίστεως), и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (ἡγεμόνα τοῦ βίου τὴν εὐσεβῆ πίστιν). По мнению свт. Григория Нисского, к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πίστεως μεσιτευούσης), которая соединяет исследующий разум (τὸν ἐπιζητοῦντα νοῦν) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (ὑπόστασις) не того, что познается, а того, на что надеются.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) 3. Философия и богословие, разум и вераИсточник
Ссылка на цитату
святитель Григорий Нисский (~331/5 - ~394)#Боговдохновенность Писания #Божье Слово Свящ. Писание. Прежде всего, свт. Григорий Нисский совершенно определенно высказывается о богодухновенности Свящ. Писания. Он утверждает, что «богоносные святые [писатели] были вдохновляемы силой Св. Духа (τῇ δυνάμει, τοῦ Πνεύματος), и всякое Писание называется богодухновенным (πᾶσα γραφὴ θεόπνευστος), поскольку оно есть учение Божественного вдохновения» (τῆς θείας ἐμπνεύσεως διδασκαλία); оно есть «Писание Св. Духа» (τοῦ ἁγίου Πνεύματός γραφή), ибо «написано посредством вдохновения Духа» (διὰ τῆς ἐπιπνοίας τοῦ Πνεύματος), и все, что в нем сказано, – это «слова Св. Духа» (τοῦ Πνεύματός τοῦ ἁγίου φωναί). Согласно свт. Григорию Нисскому богодухновенность распространяется на все Свящ. Писание: «богодухновенно Писание и нового и ветхого учения» (ἡ θεόπνευστος Γραφὴ κατά τε τὴν νέαν καὶ ἀρχαίαν διδασκαλίαν); «богодухновенны речения не только Ветхого Завета (τῆς παλαιᾶς διαθήκης), но и... Евангельского учения» (τῆς εὐαγγελικῆς διδασκαλίας). По всей вероятности свт. Григорий Нисский связывает богодухновенность книг Ветхого Завета с оригинальным еврейским текстом, однако полагает, что она может передаваться и в переводах; при этом он далек от того, чтобы ограничиваться одним лишь переводом Семидесяти (Септуагинтой), но часто апеллирует к другим греческим переводам – Симмаха, Феодотиона, Акиллы. Как следствие богодухновенности свт. Григорий Нисский утверждает высший учительный авторитет Свящ. Писания. По мнению свт. Григория Нисского, «всякое богодухновенное Писание есть закон для читающих [его], поскольку внимательно слушающих оно назидает к познанию тайн и к чистой жизни не только явными повелениями, но и историческими повествованиями». Хотя свт. Григорий Нисский упрекает Евномия и Аполлинария в том, что они черпают свое учение не из Свящ. Писания, а из разума, однако, защищая права аллегорическою толкования Свящ. Писания, тем самым он сам расширяет границы его авторитета, допуская сюда исследующий разум. Следуя примеру своего брата св. Василия и сестры Макрины, свт. Григорий Нисский хорошо знал все Свящ. Писание, так что по справедливости к нему самому можно отнеси его слова, обращенные к читателю: «кто-либо образованный в Свящ. Писании» (τις τῶν πεπαιδευμένων τὴν Γραφήν)... В своих богословских сочинениях он использует и цитирует практически все книги Библии. Даже в самом раннем трактате свт. Григория Нисского «О девстве» встречаются 292 цитаты или аллюзии на самые различные библейские книги.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) Часть III. Богословское учение. 2. Источники. 2.1. Философские источникиИсточник
Ссылка на цитату

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"