
святитель Григорий Нисский (~331/5 ﹣ ~394)#Боговдохновенность Писания #Божье Слово Свящ. Писание. Прежде всего, свт. Григорий Нисский совершенно определенно высказывается о богодухновенности Свящ. Писания. Он утверждает, что «богоносные святые [писатели] были вдохновляемы силой Св. Духа (τῇ δυνάμει, τοῦ Πνεύματος), и всякое Писание называется богодухновенным (πᾶσα γραφὴ θεόπνευστος), поскольку оно есть учение Божественного вдохновения» (τῆς θείας ἐμπνεύσεως διδασκαλία); оно есть «Писание Св. Духа» (τοῦ ἁγίου Πνεύματός γραφή), ибо «написано посредством вдохновения Духа» (διὰ τῆς ἐπιπνοίας τοῦ Πνεύματος), и все, что в нем сказано, – это «слова Св. Духа» (τοῦ Πνεύματός τοῦ ἁγίου φωναί). Согласно свт. Григорию Нисскому богодухновенность распространяется на все Свящ. Писание: «богодухновенно Писание и нового и ветхого учения» (ἡ θεόπνευστος Γραφὴ κατά τε τὴν νέαν καὶ ἀρχαίαν διδασκαλίαν); «богодухновенны речения не только Ветхого Завета (τῆς παλαιᾶς διαθήκης), но и... Евангельского учения» (τῆς εὐαγγελικῆς διδασκαλίας). По всей вероятности свт. Григорий Нисский связывает богодухновенность книг Ветхого Завета с оригинальным еврейским текстом, однако полагает, что она может передаваться и в переводах; при этом он далек от того, чтобы ограничиваться одним лишь переводом Семидесяти (Септуагинтой), но часто апеллирует к другим греческим переводам – Симмаха, Феодотиона, Акиллы. Как следствие богодухновенности свт. Григорий Нисский утверждает высший учительный авторитет Свящ. Писания. По мнению свт. Григория Нисского, «всякое богодухновенное Писание есть закон для читающих [его], поскольку внимательно слушающих оно назидает к познанию тайн и к чистой жизни не только явными повелениями, но и историческими повествованиями». Хотя свт. Григорий Нисский упрекает Евномия и Аполлинария в том, что они черпают свое учение не из Свящ. Писания, а из разума, однако, защищая права аллегорическою толкования Свящ. Писания, тем самым он сам расширяет границы его авторитета, допуская сюда исследующий разум. Следуя примеру своего брата св. Василия и сестры Макрины, свт. Григорий Нисский хорошо знал все Свящ. Писание, так что по справедливости к нему самому можно отнеси его слова, обращенные к читателю: «кто-либо образованный в Свящ. Писании» (τις τῶν πεπαιδευμένων τὴν Γραφήν)... В своих богословских сочинениях он использует и цитирует практически все книги Библии. Даже в самом раннем трактате свт. Григория Нисского «О девстве» встречаются 292 цитаты или аллюзии на самые различные библейские книги.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) Часть III. Богословское учение. 2. Источники. 2.1. Философские источникиИсточник