
блаженный Аврелий Августин (354 ﹣ 430)#Безошибочность Писания 5. Что касается наших писаний, которые не являются правилом веры или практики, а только помощью в назидании, мы можем предположить, что они содержат некоторые вещи, не соответствующие истине в неясных и малопонятных вопросах, и что эти ошибки могут быть исправлены или не исправлены в последующих трактатах. Ибо мы из тех, о ком апостол говорит: «А если вы мыслите иначе, то Бог вам и это откроет». Филиппийцам 3:15 Такие писания читаются с правом суждения и без какой-либо обязанности верить . Чтобы оставить место для таких полезных обсуждений трудных вопросов, существует четкая граница, отделяющая все произведения, написанные после апостольских времен, от авторитетных канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Авторитет этих книг дошел до нас от апостолов через преемственность епископов и расширение Церкви , и с позиции возвышенного превосходства требует подчинения каждого верного и благочестивого ума. Если мы озадачены явным противоречием в Писании, недопустимо говорить: «Автор этой книги ошибается»; но либо рукопись неверна, либо перевод неверен, либо вы не поняли. В бесчисленных книгах, написанных в последнее время, мы иногда можем найти ту же истину , что и в Писании, но там нет того же авторитета. Писание имеет свою собственную святость. В других книгах читатель может составить свое собственное мнение и, возможно, из-за непонимания автора может отличаться от него и может высказаться в пользу того, что ему нравится, или против того, что ему не нравится. В таких случаях человек волен воздержаться от своей веры, если только нет какой-либо ясной демонстрации или какого-либо канонического авторитета, показывающего, что учение или утверждение либо должно, либо может быть истинным . Но вследствие отличительной особенности священных писаний мы обязаны принять как истину все, что, как показывает канон, было сказано хотя бы одним пророком , или апостолом, или евангелистом . В противном случае не останется ни одной страницы для руководства человеческой ошибочности, если пренебрежение к здравому авторитету канонических книг либо вовсе положит конец этому авторитету, либо ввергнет его в безнадежную путаницу.Contra Faustum Книга 11, Глава 5ИсточникПеревод