Ориген Адамант (~185 - ~254)
Commentary on Matthew [+][‑]Sermon 85 (#Евхаристия #Причастие )That bread that God the Word indicates to be his ‘body’ is the word for the nourishing of souls, the word proceeding from God the Word, and the bread from the bread of heaven which has been placed on the table of which it is written, ‘You prepared a table in my sight against those who afflict me.’*? And that cup that God the Word indicates to be his ‘blood’ is the word, quite obviously intoxicating and inebriating the hearts of those who drink it. This is in the cup of which it is written, ‘and how intoxicating is your cup!’ And that cup is the offspring of the true vine who says, ‘I am the true vine, and it is the blood of that grape which, when it had been placed in the wine-press of the passion, produced this cup, just as the bread also is the word of Christ made from that wheat that ‘fell into the earth’ and ‘bore much fruit.’ For God the Word was not saying that that visible ‘bread’ which he was holding in his hands was his ‘body; but the Word in whose mystery that bread was to be broken. Nor was he saying that that visible cup was his ‘blood, but the Word in whose mystery that cup was to be poured out. For what else can the ‘body’ of God the Word or his ‘blood’ be than the word that nourishes and the word that ‘gladdens the heart’ And why did he not say, This is the bread of the new testament, just as he said, “This is the blood of the new testament?’ Because the ‘bread’ is the word of righteousness which souls eat and are nourished, but the cup is the word of the recognition of Christ in relation to the mystery of his nativity and passion.
Тот хлеб, который Бог-Слово указывает как свое «тело», есть слово для питания душ, слово, исходящее от Бога-Слова, и хлеб из хлеба небесного, который был помещен на стол, о котором написано: «Ты приготовил трапезу предо Мною против угнетающих Меня»*? И та чаша, которую Бог-Слово указывает как свою «кровь», есть слово, совершенно очевидно опьяняющее и дурманящее сердца тех, кто ее пьет. Это в чаше, о которой написано: «и как опьяняет твоя чаша!» И эта чаша есть отпрыск истинной лозы, которая говорит: «Я есмь истинная лоза, и это кровь того винограда, который, будучи помещен в точило страстей, произвел эту чашу, так же как хлеб также есть слово Христа, сделанное из той пшеницы, которая «упала в землю» и «принесла много плода». Ибо Бог-Слово не говорил, что тот видимый «хлеб», который он держал в своих руках, был его «телом»; но Слово, в тайне которого этот хлеб должен был быть преломлен. Он не говорил, что эта видимая чаша была его «кровью», но Слово, в тайне которого эта чаша должна была быть пролита. Ибо чем иным может быть «тело» Бога Слова или его «кровь», как не словом, которое питает, и словом, которое «веселит сердце». И почему он не сказал: «Это хлеб нового завета», как он сказал: «Это кровь нового завета»? Потому что «хлеб» есть слово праведности, которое вкушают и которым питаются души, а чаша есть слово признания Христа в отношении тайны его рождения и страданий.машинный переводИсточникСтраница On Prayer [+][‑]X. THE RECIPIENT OF PRAYER IN ITS FOUR MOODS (#Молитва святым )Итак, остается молиться только Богу, Отцу всего, не исключая, однако, и Первосвященника, поставленного Отцом с клятвою, как Он клялся и не раскается: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Поэтому, благодаря Бога, во время своих молитв святые признают Его милости через Христа Иисуса.Источник Гомилии на Евангелие от Луки [+][‑]Гомилия 26. Евангелие от Луки 3:16–17. Секция 1 (#Божественность Христа )Христос есть Бог, а «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24). Бог наш есть также «огнь поедающий» (Евр.12:29). Поэтому Бога называют двумя именами: «дух» и «огонь». Для праведных Он – дух, для грешников – огонь. Но ангелов тоже называют «духами» и «огнем». Сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс.103:4). Для святых ангелы – духи; но для тех, кто заслужил наказание, они соделывают огонь сожигающий. В этом смысле Господь наш и Спаситель, являясь духом, также пришел огонь «низвести на землю» (Лк.12:49). Он есть «дух» согласно сказанному: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:16) и «Бог есть дух» (Ин.4:24; 2Кор.3:17).Источник Гомилии на книгу Бытия [+][‑]Гомилия 13. Секция 2. (#Канон НЗ )Поэтому Исаак копает и новые колодцы, то есть рабы Исаака копают их. Рабы Исаака – Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Его рабы – Петр, Иаков, Иуда; и апостол Павел тоже Его раб. Все они копают колодцы Нового Завета. Источник Гомилии на Книгу Иисуса Навина [+][‑]Гомилия 7. Секция 1 (#Канон НЗ )Но когда приходит Господь наш Иисус Христос, пришествие Которого было означено сыном Навина, посылает Он священников, Своих апостолов, несущих «кованые трубы» (Чис.10:2; Пс.97:16; Сир.50:18) и проповедь возвышенного небесного учения. Матфей своим Евангелием первым вострубил священнической трубой; также и Марк; Лука и Иоанн затрубили каждый в свои священнические трубы. И Петр возгласил трубой двух своих посланий; и Иаков и Иуда. Затем Иоанн гласом своей трубы возвестил о своих посланиях, и Лука, рассказавший о деяниях апостолов. И теперь является последний, тот, кто сказал: «Я думаю, что Бог соделал нас последними посланниками» (ср. 1Кор.4:9), и своими четырнадцатью посланиями, словно громогласными трубами, до основания разрушил стены Иерихона и все орудия идолопоклонства и учения философов.Источник Комментарии на Евангелие от Иоанна [+][‑]Параграф 4. Секция 25 (#SolaScriptura #Божье Слово #Предание )О том, что весь Новый Завет – Евангелие, можно привести еще слова Павла, где он говорит: «Согласно евангелию моему» (ср. Рим. 2, 16). Ибо, хотя писания Павла не являются для нас книгой, называемой обычно Евангелием, – все, что он проповедовал и говорил, было Благовестием. А то, что он проповедовал и говорил, то и писал; следовательно, написанное им есть Евангелие.Источник Комментарий к Евангелию от Матфея [+][‑]Книга II (#Безошибочность Писания )Блаженны миротворцы ... Матфея 5:9 Для человека, который является миротворцем в любом смысле, в Божественных речениях нет ничего кривого или извращенного, ибо все они ясны для понимающих. Притчи 8:8-9 И поскольку для такого человека нет ничего кривого или извращенного, он видит поэтому изобилие мира во всех Писаниях , даже в тех, которые кажутся противоречащими друг другу. И также он становится третьим миротворцем, поскольку он показывает, что то, что другим кажется противоречием в Писаниях, на самом деле не является противоречием, и являет их согласие и мир, будь то Ветхие Писания с Новыми, или Закон с Пророками, или Евангелия с Апостольскими Писаниями, или Апостольские Писания друг с другом. Ибо также, по словам Проповедника, все Писания суть слова мудрых, подобные иголкам и как крепко вбитые гвозди, которые были даны по соглашению одним пастырем; Екклесиаст 12:11 и нет ничего лишнего в них. Но Слово есть единый Пастырь вещей разумных, которые могут иметь вид разногласия для тех, кто не имеет ушей, чтобы слышать, но воистину находятся в совершенном согласии. Ибо как различные струны псалтыря или лиры, из которых каждая издает определенный звук, который кажется непохожим на звук другой струны, кажутся человеку, который не музыкален и не знает принципа музыкальной гармонии, негармоничными из-за несходства звуков, так и те, кто не искусен в слушании гармонии Божией в Священных Писаниях, думают, что Ветхий не находится в согласии с Новым, или Пророки с Законом, или Евангелия друг с другом, или Апостол с Евангелием , или с самим собой, или с другими Апостолами. Но тот, кто приходит наставленным в музыке Божией , будучи мужем мудрым в слове и деле, и, по этой причине, как другой Давид — который, по толкованию, искусен в руке — извлечет звук музыки Божией , научившись из этого в нужное время брать струны, то струны Закона, то струны Евангелия в гармонии с ними, и снова струны Пророческие, и, когда разум требует этого, Апостольские струны, которые в гармонии с Пророческими, а также Апостольские с струнами Евангелия . Ибо он знает , что все Писание есть единый совершенный и гармоничный инструмент Божий., который из разных звуков издает один спасительный голос для желающих учиться, который останавливает и сдерживает всякое действие злого духа, подобно тому, как музыка Давида успокаивала злого духа в Сауле, который также душил его. 1 Царств 16:14 Итак, вы видите, что он в третьем месте миротворец, который видит согласно Писанию мир всего этого и насаждает этот мир в тех, кто правильно ищет и делает тонкие различия в подлинном духе.ИсточникПеревод Комментарий на Евангелие от Матфея [+][‑]Книга 1 (#Канон Писания )Среди четырех Евангелий, которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей, находящейся под небом, как я узнал из предания, первое было написано по Матфею, который некогда был сборщиком податей,Источник [+][‑]Книга 11. Раздел 14. (#Евхаристия #Причастие )Подобно тому, как не пища, но совесть того, кто ест с сомнением, оскверняет съевшего, ведь «сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере» (Рим.14:23); и как для осквернённого и неверующего ничто не является чистым не само по себе, а вследствие его скверны и неверия; так и та [пища], что освящается словом Божиим и молитвою (ср. 1Тим.4:5), освящает употребляющего [её] не сама по себе (τῷ ἰδίῳ λόγῳ). Ведь если бы это [было так], она освящала бы и того, кто ест недостойно (ср. 1Кор.11:27) Господа, и благодаря этой пище никто не становился бы слабым или больным или спящим; а ведь Павел упомянул нечто подобное в [словах]: «Оттого многие среди вас слабы и больны и немало спит» (1Кор.11:30). И в случае с хлебом Господним польза для употребляющего [его] будет, если он причащается хлеба с неосквернённым умом и чистой совестью. Таким вот образом мы не теряем никакого блага из-за того, что не едим, [т. е.] в силу того только, что не едим освящённого словом Божиим и молитвой хлеба, и не приобретаем никакого блага из-за того, что едим (ср. 1Кор.8:8). Ибо причина потери – порок и грехи, а причина приобретения – праведность и правильные поступки, так что и Павел сказал нечто подобное в [словах]: «если мы едим, ничего не приобретаем; если не едим, ничего не теряем» (ср. 1Кор.8:8).Источник [+][‑]Книга 11. Раздел 14. (#Евхаристия #Причастие )Вот что [можно сказать] об имеющем духовный и символический смысл теле (τοῦ τυπικοῦ καὶ συμβολικοῦ σώματος)Источник О началах [+][‑]Книга 4. Глава 2. Секция 14 (#Божественность Христа )Если это так, то (теперь), для примера и образца, мы представим в общих чертах, как мы должны понимать божественное Писание в разных случаях, какие могут нам встретиться. Прежде всего, мы повторяем и показываем, что Святой Дух, по промыслу и воле Бога, силою Единородного Слова Его, бывшего в начале у Бога, и Богом просвещал служителей истины, пророков и апостолов, к познанию тайн о тех вещах или делах, какие совершаются между людьми или касаются людей. Людьми же я называю теперь души, находящиеся в телах. Пророки и апостолы образно описывали эти тайны, известные и открытые им Христом, как бы рассказывая о некоторых человеческих делах или передавая какие-нибудь законные установления и предписания.Источник Письмо к св. Григорию Чудотворцу. [+][‑]Секция 4. (#Божественность Христа )Я осмелился на это вследствие моей отеческой любви к тебе. Хорошо ли то, что я осмелился, или нет, знает Бог и Его Христос и причастник Духу Божию и Духу Христову. Да будешь и ты причастником и да умножаешь всегда причастие, чтобы мог говорить не только: «мы сделались причастниками Христу» (Евр. 3:14), но и: мы сделались причастниками Богу.Источник Против Цельса [+][‑]Книга первая. Секция V (#Иконы )А взгляд христиан на идолослужение Цельс разделяет, и сам и подтверждает его, когда говорит, что (христиане) не веруют в божеств, созданных руками человеческими, так как трудно представить, чтобы богами могли быть произведения дурных и безнравственных художников,– произведения, изготовленные подчас неправедными людьми. Впрочем, он желает выставить этот взгляд (христиан) как мнение, имеющее всеобщее значение и не составляющее исключительное достояние только (христианского) учения (λόγου). В данном случае он ссылается на изречение Гераклита, который говорит: «люди, которые подходят к бездушным предметам, как к богам, поступают подобно тому, кто говорит со стенами.» И на это нужно ответить: как в других частях нравоучения, так и в данном случае людям присущи понятия (ἐγκατεσπάρησαν ἔννοιαι), которые, собственно, и привели к подобным мыслям Гераклита и всякого другого грека, и даже варвара. Ведь и Цельс говорит, что даже персы думают (об идолослужении) точно также, и в доказательство ссылается на Геродота, который действительно передает об этом же (факте). Я, со своей стороны, добавлю еще, что и Зенон Киттейский в своем произведении: «О государстве» подтверждает то же самое, когда говорит: «строить храмы нет никакой нужды: то, что делается ремесленниками и составляет произведение рук, нельзя почитать священным, достойным чести и святым.» Итак, ясно, что в отношении данного пункта учения (τοῦ δόγματος) писанием Божиим (γράμμασι) написано «в сердцах» (Рим. 2:15)людей, как именно нужно поступать.Источник [+][‑]Книга 3. Раздел 7 (#Непротивление )И если бы организация христиан действительно обусловливалась возмущением и они получили свое начало от иудеев, которым было позволено поднимать даже оружие на защиту ближних и убивать врагов, то тогда законодатель христиан во всяком случае не запретил бы убийства человека и не стал бы учить своих учеников избегать даже такого насилия, которое вызвалось требованиями справедливости и направлялось на человека даже самого нечестивого. (Ведь он вообще считал недостойным для своих Божественных законов допускать какое бы то ни было убийство человека). Тогда и христиане, если бы только они были обязаны своим происхождением заговору, ни в каком случае не приняли бы столь умеренные законы, благодаря которым их стали убивать, как овец, и у них была отнята всякая возможность мстить своим гонителям.Источник [+][‑]Книга 3. Секция LXXVI (#Иконы )Мало этого, прямо безумствуют в данном случае те, которые, устремившись в храмы, поклоняются здесь статуям и животным как божествам. Не менее безумствуют и те, которые думают, что истинные боги могут почитаться при посредстве изображений, фабрикуемых простыми ремесленниками, часто даже негодными людьми.Источник [+][‑]Книга 4. Секция 2 (#Божественность Христа )Он не знает даже и того, что не всеми иудеями разделяется мнение, что Христос, ожидаемый ими, есть Бог или Сын Божий, как об этом я уже имел случай говорить выше.Источник [+][‑]Книга 4. Секция 31 (#Иконы )Действительно, в их земле не было ни живописцев, ни скульпторов; они самим законом были избавлены от подобных людей, – и это с той целью, чтобы не было у них повода дозволять изготовление идолов, которое неразумных людей могло ввести в заблуждение и отвлечь взоры душевные от Бога (и приковать их) к земле.Источник [+][‑]Книга 5. Глава 2 (#Молитва #Молитва святым )В самом деле, неразумно призывать ангелов тем, кто не достиг о них знания, превосходящего человеческое. Но даже если предположить, что мы достигли о них удивительного и неизреченного знания, то это самое знание, раскрывающее их природу и то, для чего каждый из них предназначен, не позволит дерзнуть молиться кому-либо другому, кроме довлеющего над всеми (τω προς παντα δναρκεν) и превосходящего всех Бога через Спасителя нашего, Сына Божиего, являющегося «Словом» (Ин.1:1), «Премудростью» (Притч.8:22; Прем.9.9), «Истиной» (Ин.14:6) и всем тем, что говорят о Нем писания пророков Божиих и апостолов Иисуса22. А для того, чтобы святые ангелы были к нам милосердны и делали все в нашу защиту, достаточно нашего [свободного] расположения к Богу, которое, насколько это возможно для человеческой природы, подражает свободному выбору ангелов, тогда как они подражают [Самому] Богу. [Для этого достаточно] и доступного нам постижения Его Сына-Слова, которое не противоречит более ясному Его постижению, [доступному] святым ангелам23, но которое ежедневно стремится уподобиться ему в ясности и четкости.Источник [+][‑]Книга 5. Глава 2. Секция 4,5 (#Молитва #Молитва святым )Итак, ясно, что они называются ангелами сообразно их служению. В Св. Писании19 мы встречаем, что они иногда называются даже «богами», потому что они Божии (δια το θειους είναι). Но это вовсе не значит, что нам дано повеление чтить и поклонятся вместо Бога тем, кто служит нам и приносит нам дары Божии. Ибо всякую «молитву, моление, прошение и благодарение» (1Тим.2:1) следует воссылать сущему над всеми Богу, через Первосвященника (Евр.4:14–15), [начальствующего] над всеми ангелами, – через одушевленное Слово (έμψυχου Λογου)20 и Бога. Мы же будем молиться и Самому Слову21, просить Его, благодарить и умолять (προσευξομεθα), если только мы способны вникнуть в главный смысл и назначение молитвы.
В самом деле, неразумно призывать ангелов тем, кто не достиг о них знания, превосходящего человеческое. Но даже если предположить, что мы достигли о них удивительного и неизреченного знания, то это самое знание, раскрывающее их природу и то, для чего каждый из них предназначен, не позволит дерзнуть молиться кому-либо другому, кроме довлеющего над всеми (τω προς παντα δναρκεν) и превосходящего всех Бога через Спасителя нашего, Сына Божиего, являющегося «Словом» (Ин.1:1), «Премудростью» (Притч.8:22; Прем.9.9), «Истиной» (Ин.14:6) и всем тем, что говорят о Нем писания пророков Божиих и апостолов Иисуса22. А для того, чтобы святые ангелы были к нам милосердны и делали все в нашу защиту, достаточно нашего [свободного] расположения к Богу, которое, насколько это возможно для человеческой природы, подражает свободному выбору ангелов, тогда как они подражают [Самому] Богу. [Для этого достаточно] и доступного нам постижения Его Сына-Слова, которое не противоречит более ясному Его постижению, [доступному] святым ангелам23, но которое ежедневно стремится уподобиться ему в ясности и четкости.Источник [+][‑]Книга 5. Глава 3. Секция 6. (#Иконы )Но нам представляется, что в этом Цельс заблуждается и пишет понаслышке о том, чего не знает. И в самом деле, для всякого, кто станет исследовать учение иудеев вместе с учением христиан, ясно, что иудеи, следуя закону, говорящему от лица Бога: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:3–5), не почитают никого иного, кроме сущего над всеми Бога, сотворившего небо и все остальное. Понятно, что те, кто живет согласно закону, почитая Творца неба, не почитают небо вместе с Богом. Но никто из служащих Моисееву закону не поклоняется и ангелам, [существующим] на небе. И подобно тому, как они не поклоняются Солнцу, Луне и звездам, «строю небесному», они воздерживаются и от поклонения небу и ангелам на нем, повинуясь закону, гласящему: «И ты, взглянув на небо, и увидев Солнце, Луну и звезды, весь строй небесный, не прельщайся и не поклоняйся им и не служи тому, что уделил Господь Бог всем народам» (Втор.4:19).Источник [+][‑]Книга 5. Глава 3. Секция 11. (#Молитва #Молитва святым )Но мы говорим это о Солнце, Луне и звездах вовсе не для того, чтобы обесчестить столь великие творения Божии, и не говоря вслед за Анаксагором, что Солнце, Луна и звезды суть «раскаленные глыбы» (μύδρον διαπυρον), но потому что мы чувствуем (αισθανόμενοι) неизреченно превосходящую все Божественность Бога (θειοτητος του θεου), а также и Его Единородного Сына, превосходящего все остальное. И мы, убедившись, что и само Солнце, Луна и звезды молятся сущему над всеми Богу чрез Его Единородного [Сына], считаем, что не следует молиться тем, кто сам молится. Ведь они желают обратить наше внимание скорее на Бога, Которому они сами молятся, чем привлечь его к самим себе, или отвлечь нашу молитвенную способность от Бога и обратить на самих себя.Источник [+][‑]Книга 5. Глава 3. Секция 12. (#Молитва #Молитва святым )Но из-за этого мы [ведь] не будем поклоняться тем, кто сам поклоняется, точно так же как [не будем поклоняться] и Моисею, и тем, кто после него пророчествовал от лица Бога о более важном, чем дожди, жара, облака, гром, молнии, плоды и всякое плотское (αισθητόν) потомство. Но даже если бы Солнце, Луна и звезды могли давать предсказания о [чем-то] более важном, чем дожди, то и в этом случае мы будем поклоняться не им, а Отцу их предсказаний и Слову Божиему – их56 Служителю57.Источник [+][‑]Книга 5. Глава VIII. [Церковь Ветхозаветная и Церковь Новозаветная (§§31–33)]. Секция 33 (#Непротивление )И мы ответим спрашивающим нас, откуда мы взялись или кто у нас Основоположник: мы пришли по совету Иисуса «перековать» наши боевые и дерзостные словесные «мечи на орала» и «копья», ранее употреблявшиеся нами для войны, переделать «в серпы» (Ис.2:4). Ибо мы уже «не поднимаем на народ меча» и «не учимся более воевать» (Ис.2:4), став «сынами мира» (Лк.10:6) благодаря Иисусу, который и есть наш «Начальник» (Деян.3:15; Евр.2:10).Источник [+][‑]Книга 5. Глава 12.Секция 46 (#Молитва #Молитва святым )Зная это или нечто подобное, Моисей и пророки запрещают произносить устами, которые должны заботиться о том, чтобы молиться только высочайшему Богу, «имена иных богов» (Исх.23:13), и вспоминать их в сердце, которое должно учиться очищать себя от всяких суетных мыслей и слов.Источник [+][‑]Книга 6 Глава 14 (#Иконы #Молитва святым )Называя других эпитетами необразованных, раболепных и невежественных, Цельс, я полагаю, подразумевает тех, кто не знаком с его законами и не обучен областям греческой науки; в то время как мы, с другой стороны, считаем необразованными тех, кто не стыдится обращаться (с мольбами) к неодушевленным предметам, и призывать тех, у кого нет сил, о здоровье, и просить мертвых о жизни, и умолять беспомощных о помощи. И хотя некоторые могут сказать, что эти предметы не боги, а только имитации и символы настоящих божеств, тем не менее, эти самые люди, воображая, что руки низких механиков могут создавать имитации божества, являются необразованными, раболепными и невежественными; ибо мы утверждаем, что самые низшие из нас были освобождены от этого невежества и недостатка знаний, в то время как самые умные могут понять и постичь божественную надежду. Мы не утверждаем, однако, что невозможно для того, кто не обучен земной мудрости, получить божественную, но мы признаем, что всякая человеческая мудрость есть глупость по сравнению с божественной. Далее, вместо того, чтобы попытаться привести причины, как он должен, для своих утверждений, он называет нас колдунами и утверждает, что мы сломя голову бежим от более утонченного класса людей, потому что они не подходят для наших навязываний, в то время как мы пытаемся заманить тех, кто более прост. Но он не заметил, что с самого начала наши мудрецы были обучены внешним отраслям обучения: Моисей, например, всей мудрости египетской; Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил, всей ассирийской учености, так что они оказались в десятикратной степени превосходящими всех мудрецов той страны. В настоящее время, кроме того, в церквях, пропорционально множеству (обычных верующих), есть несколько мудрецов, которые перешли к ним от той мудрости, которая, как мы говорим, по плоти; и есть также некоторые, которые перешли от нее к той мудрости, которая божественна.ИсточникПеревод [+][‑]Книга 6. Глава 26,37 (#Молитва #Молитва святым )Глава 26. ... ибо наш долг — молиться только Всевышнему Богу и Единородному, Перворожденному всего творения, и просить Его как нашего Первосвященника представлять молитвы , которые восходят к Нему от нас, Его Богу и нашему Богу , Его Отцу и Отцу тех, кто направляет свою жизнь согласно Его слову.
Глава 37. Далее, Цельс забывает, что он обращается к христианам , которые молятся Богу только через Иисуса; и, смешивая другие понятия с их понятиями, он нелепо приписывает их всех христианам . Если, говорит он, те, к кому обращаются, призываются варварскими именами, они будут иметь силу, но больше не будут иметь ее, если к ним обращаются по-гречески или по-латыни. Пусть же он ясно скажет, кого мы призываем на помощь варварскими именами. Любой убедится, что это ложное обвинение, которое Цельс выдвигает против нас, когда он примет во внимание, что христиане в молитве даже не используют точные имена, которые божественное Писание применяет к Богу ; но греки используют греческие имена, римляне латинские имена, и каждый молится и поет хвалу Богу, как может, на своем родном языке. Ибо Господь всех языков земли слышит тех, кто молится Ему на каждом другом языке, слыша, если можно так сказать, только один голос, выражающийся на разных диалектах. Ибо Всевышний не таков, как один из избирающих один язык, варварский или греческий, не зная другого, и не заботясь о говорящих на иных языках.ИсточникПеревод [+][‑]Книга VII. Глава 44 (#Иконы )Ибо какой разумный человек может удержаться от улыбки, когда видит, что тот, кто извлек из философии такие глубокие и благородные чувства о Боге или богах, сразу же обращается к образам и возносит им свои молитвы , или образам, чтобы, взирая на эти материальные вещи, он мог подняться от видимого символа к тому, что духовно и нематериально. НоХристианин , даже из простых людей, уверен, что каждое место является частью вселенной и что вся вселенная — храм Божий. В какой бы части света он ни находился, он молится ; но он возвышается над вселенной , закрывая глаза чувств и поднимая вверх глаза души . И он не останавливается на своде небесном; но , переходя мыслью за пределы небес, под водительством Духа Божия , и таким образом как бы выходя за пределы видимой вселенной , он возносит молитвы Богу . Но он не молится о пустяковых благословениях, ибо он научился у Иисуса не искать ничего малого или ничтожного, то есть чувственных объектов, но просить только о том, что велико и истинно божественно; и все это Бог дарует нам, чтобы привести нас к тому блаженству, которое можно обрести только с Ним через Его Сына, Слово, которое есть Бог .ИсточникПеревод [+][‑]Книга VII. Глава 62 (#Иконы )Давайте теперь посмотрим, что будет дальше. Перейдем, говорит он, к другому вопросу. Они не терпят храмов, алтарей и изображений. В этом они подобны скифам, кочевым племенам Ливии, серам, не поклоняющимся никаким богам, и некоторым другим самым варварским и нечестивым народам в мире. То, что персы придерживаются тех же самых представлений, Геродот показывает в следующих словах: Я знаю , что у персов считается незаконным воздвигать изображения, алтари или храмы; но они обвиняют в глупости тех, кто так поступает, потому что, как я предполагаю, они не считают, в отличие от греков, что боги имеют человеческую природу ».ИсточникПеревод [+][‑]Книга VII. Глава 64 (#Иконы )Так как этот акт самоограничения, который по видимости один и тот же, на самом деле оказывается различным у разных людей в зависимости от принципов и мотивов, которые к нему ведут; то же самое относится и к тем, кто не может допустить в поклонении Божественному Существу алтарей, храмов или изображений. Скифы, кочевые ливийцы, безбожные серы и персы согласны в этом с христианами и иудеями , но ими движут совершенно иные принципы. Ибо никто из этих первых не ненавидит алтарей и изображений, потому что боится унизить поклонение Богу и свести его к поклонению материальным вещам, созданным руками человека. Они также не возражают против них, полагая, что демоны выбирают определенные формы и места, либо потому, что их удерживают там определенные чары, либо потому, что по какой-то другой возможной причине они выбрали эти убежища, где они могут предаваться своим преступным удовольствиям, вдыхая дым жертвенных животных. Но христиане и иудеи соблюдают эту заповедь: Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи; и сие: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им; и еще: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Именно принимая во внимание эти и многие другие подобные заповеди, они не только избегают храмов, алтарей и изображений, но и готовы скорее претерпеть смерть, когда это необходимо, чем унижать каким-либо нечестием то представление, которое они имеют о Всевышнем Боге.ИсточникПеревод [+][‑]Книга VII. Глава 67 (#Иконы )Как, следовательно, этот акт самоограничения, который по видимости один и тот же, на самом деле оказывается различным у разных людей , в соответствии с принципами и мотивами, которые к нему ведут; так же и с теми, кто не может допустить в поклонении Божественному Существу алтарей, храмов или изображений. Скифы, кочевые ливийцы, безбожные серы и персы согласны в этом с христианами и иудеями , но ими движут совершенно разные принципы. Ибо никто из этих первых не ненавидит алтари и изображения на том основании, что они боятся унизить поклонение Богу и свести его к поклонению материальным вещам, сделанным руками людей. Они также не возражают против них из веры в то, что демоны выбирают определенные формы и места, будь то потому, что они удерживаются там в силу определенных чар, или потому, что по какой-то другой возможной причине они выбрали эти убежища, где они могут преследовать свои преступные удовольствия, принимая участие в дыме жертвенных животных. Но христиане и иудеи уважают эту заповедь: Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи; и эту другую: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им; и еще: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Именно принимая во внимание эти и многие другие подобные заповеди, они не только избегают храмов, алтарей и изображений, но и готовы претерпеть смерть, когда это необходимо, вместо того, чтобы унижать каким-либо нечестием то представление, которое они имеют о Всевышнем Боге.ИсточникПеревод [+][‑]Книга 7. Глава 65 (#Молитва #Молитва святым )Что касается персов , мы уже сказали, что хотя они и не строят храмов, однако поклоняются солнцу и другим творениям Божиим . Это запрещено нам, ибо нас научили не поклоняться твари вместо Творца, но знать , что тварь будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих ; и искреннее ожидание твари ожидает откровения сынов Божиих ; и тварь была подчинена суете не добровольно, но по причине того, кто сделал ее подчиненной, в надежде. Мы верим , поэтому, что вещи, находящиеся в рабстве тления и подчиненные суете, которые остаются в этом состоянии в надежде на лучшее состояние, не должны в нашем поклонении занимать место Бога , вседостаточного, и Его Сына, Перворожденного всего творения. Пусть этого будет достаточно, в дополнение к тому, что мы уже сказали о персах , которые ненавидят алтари и изображения, но которые служат твари вместо Творца. Что касается отрывка, цитируемого Цельсом из Гераклита, смысл которого он представляет так, что это ребяческая глупость для человека возносить молитвы изображениям, не зная , кто такие боги и герои, мы можем ответить, что легко узнать , что Бог и Единородный Сын Божий , и те, кого Бог почтил званием Бога , и кто причастен Его божественной природе, весьма отличны от всех богов народов, которые являются демонами ; но невозможно одновременно знать Бога и обращаться с молитвами к изображениям.ИсточникПеревод [+][‑]Книга 8. Глава 20 (#Иконы )Итак, среди праведных есть и такие, которые являются карбункулами, и такие, которые являются сапфирами, и такие, которые являются ясписами, и такие, которые являются кристаллами, и таким образом, среди праведных есть всякий вид отборных и драгоценных камней. Что касается духовного значения различных камней — какова их природа, и к какому виду души в особенности относится название каждого драгоценного камня — мы не можем сейчас задерживаться для исследования. Мы только сочли необходимым показать таким образом кратко, что мы понимаем под храмами, и что на самом деле означает единый Храм Божий, построенный из драгоценных камней . Ибо как если бы в некоторых городах возник спор о том, у кого из них самые прекрасные храмы, те, кто считали свои храмы лучшими, сделали бы все возможное, чтобы показать превосходство своих храмов и неполноценность других, - подобным же образом, когда они упрекают нас в том, что мы не считаем нужным поклоняться Божественному Существу, возводя безжизненные храмы, мы ставим перед ними наши храмы и показываем тем, кто не слеп и не бессмыслен, как их бессмысленные боги, что нет никакого сравнения между нашими статуями и статуями язычников , ни между нашими алтарями с тем, что мы можем назвать восходящим от них фимиамом , и языческими алтарями с жиром и кровью жертв; ни, наконец, между храмами бессмысленных богов, которыми восхищаются бессмысленные люди, не имеющие божественной способности воспринимать Бога , и храмами, статуями и алтарями, которые достойны Бога . Поэтому не верно , что мы возражаем против строительства алтарей, статуй и храмов, потому что мы согласились сделать это знаком тайного и запрещенного общества; но мы делаем это, потому что мы узнали от Иисуса Христа истинный путь служения Богу , и мы уклоняемся от всего, что под предлогом благочестия ведет к полному нечестию тех, кто оставляет путь, намеченный для нас Иисусом Христом . Ибо только Он есть путь благочестия , как Он истинно сказал: Я есмь путь, истина , жизнь.ИсточникПеревод [+][‑]Книга 8. Секция 57 (#Евхаристия #Причастие )Мы гораздо больше беспокоимся о том, чтобы не быть неблагодарными Богу , который наделил нас Своими благами, чьим творением мы являемся, который заботится о нас, в каком бы состоянии мы ни находились, и который дал нам надежды на вещи за пределами этой настоящей жизни. И мы имеем символ благодарности Богу в хлебе, который мы называем Евхаристией .ИсточникПеревод [+][‑]CC 8.57.18–20 (#Евхаристия #Причастие )символе нашей благодарности Богу — Хлебе, который мы называем Евхаристией
«Έστι δέ καί σύμβολον ήιμν της πρός θεόν εύχαριστίας άρτος “εύχαριστία” καλούμενος».Источник [+][‑]Книга 8. Глава 73. (#Непротивление )И так как мы своими молитвами побеждаем всех демонов , которые возбуждают войну , и ведут к нарушению клятв, и нарушают мир, то мы таким образом гораздо более полезны царям, чем те, которые выходят на поле, чтобы сражаться за них. И мы принимаем свое участие в общественных делах, когда вместе с праведными молитвами мы присоединяемся к самоотверженным упражнениям и медитациям, которые учат нас презирать удовольствия и не увлекаться ими. И никто не сражается лучше за царя, чем мы. Мы действительно не сражаемся под его началом, хотя он требует этого; но мы сражаемся от его имени, образуя особую армию — армию благочестия — вознося наши молитвы Богу .ИсточникПеревод Церковная история (Евсевий Кесарийский) [+][‑]Глава 25 (#Канон ВЗ #Канон НЗ #Канон Писания )«Вот эти двадцать две книги: Бытие по-нашему, а у евреев по первому слову этой книги – «Береигит», что значит «в начале»; Исход – «Вэле шемот», то есть «эти имена»; Левит – «Ваикра», то есть «и Я воззвал»; Числа – «Гаммисфекодим»; Второзаконие – «Элле гаддебарим», то есть «эти слова»; Книга Иисуса Навина – «Иозуе бен нун»; Судьи, Руфь – у них это одна книга: «Шофетим»; Первая и Вторая книги Царств, соединенные у них в одну – «Шемуэл», то есть «призванный Богом»; Третья и Четвертая книги Царств – в одной: «Ваммелех Давид», то есть «царствование Давида»; Первая и Вторая книги Паралипоменон, соединенные вместе – «Дибре гайомим», то есть «слова дней»; Первая и Вторая книги Ездры в одной – «Эзра», то есть «помощник»; Книга псалмов «Сефертегиллим»; Притчи Соломона – «Мишлот»; Екклезиаст – «Когелет»; Песнь песней (а не Песни песней, как думают иные) – «Шир гашширим»; книги: Исаии – «Ешая», Иеремия с Плачем и Посланием в одной книге – «Ирмиаг»; книги: Даниила – «Даниэль»; Иезекииля – «Ехезкель», Иова – «Иоб», Есфирь – «Эстер». Есть еще книги Маккавеев – «Шарбет шарбане».Источник