
Ориген Адамант (~185 ﹣ ~254)#Иконы #Молитва святым Называя других эпитетами необразованных, раболепных и невежественных, Цельс, я полагаю, подразумевает тех, кто не знаком с его законами и не обучен областям греческой науки; в то время как мы, с другой стороны, считаем необразованными тех, кто не стыдится обращаться (с мольбами) к неодушевленным предметам, и призывать тех, у кого нет сил, о здоровье, и просить мертвых о жизни, и умолять беспомощных о помощи. И хотя некоторые могут сказать, что эти предметы не боги, а только имитации и символы настоящих божеств, тем не менее, эти самые люди, воображая, что руки низких механиков могут создавать имитации божества, являются необразованными, раболепными и невежественными; ибо мы утверждаем, что самые низшие из нас были освобождены от этого невежества и недостатка знаний, в то время как самые умные могут понять и постичь божественную надежду. Мы не утверждаем, однако, что невозможно для того, кто не обучен земной мудрости, получить божественную, но мы признаем, что всякая человеческая мудрость есть глупость по сравнению с божественной. Далее, вместо того, чтобы попытаться привести причины, как он должен, для своих утверждений, он называет нас колдунами и утверждает, что мы сломя голову бежим от более утонченного класса людей, потому что они не подходят для наших навязываний, в то время как мы пытаемся заманить тех, кто более прост. Но он не заметил, что с самого начала наши мудрецы были обучены внешним отраслям обучения: Моисей, например, всей мудрости египетской; Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил, всей ассирийской учености, так что они оказались в десятикратной степени превосходящими всех мудрецов той страны. В настоящее время, кроме того, в церквях, пропорционально множеству (обычных верующих), есть несколько мудрецов, которые перешли к ним от той мудрости, которая, как мы говорим, по плоти; и есть также некоторые, которые перешли от нее к той мудрости, которая божественна.Против Цельса Книга 6 Глава 14ИсточникПеревод