И все они прославились и возвеличились не сами собою, и не делами своими, и не правотой действий, совершенных ими, но волей Божией. Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал. Ему да будет слава во веки веков. Аминь.1 послания к коринфянам Глава XXXII. Мы оправдываемся не сами собою и не чрез дела свои, но чрез веруИсточник И узрят славу Его (Там же) и силу неверные и изумятся, увидев царство мира в Иисусе, и скажут: «Увы нам, что Ты был, а мы не узнали и не уверовали и не послушали пресвитеров, возвещавших нам о спасении нашем». И «червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позор всякой плоти» (Ис. 66, 24: Мк.9:44).2 послание к коринфянам Глава XVII. Секция 5Источник Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви изначальной, духовной, созданной прежде солнца и луны; если же не будем исполнять волю Господа, то будем, как сказано в Писании: «Дом мой стал вертепом разбойников» (Иер. 7, 11; Мф. 21, 13). Поэтому предпочтем принадлежать к Церкви живота, дабы спастись нам.2 послание к коринфянам Глава XIV. Секция 1Источник Итак, не будь неверующим, но веруй. Я также прежде не верил, что это будет, но теперь верю после того, как сообразил эти доказательства и вместе прочитал священные писания святых пророков, которые по вдохновению от Духа Божия предсказали и прошедшее, так, как оно совершилось, и настоящее так, как оно происходит, и будущее в том виде, как оно исполнится. Таким образом убежденный посредством того, что совершается и было раньше возвещено, я теперь не остаюсь в неверии, но верую, повинуясь Богу. Ему и ты, если хочешь, повинуйся и уверуй, дабы, если теперь не уверуешь, не вынужден был тогда уверовать посредством вечных мучений. Так как об этих наказаниях было предсказано пророками, то бывшие после них ваши поэты и философы похитили учение о них из священных писаний, чтобы мнениям своим предать достоверность. И сами они предсказывали о наказаниях, имеющих поразить нечестивых и неверующих, чтоб они были известны всем и не могли некоторые сказать: мы не слышали и не знали. Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божии. Ибо «Тот, кто дал уста, чтобы говорить, образовал уши, чтобы слышать и сотворил глаза, чтобы видеть», исследует все и совершит суд праведный, воздавая каждому сообразно с его делами. Тем, которые постоянно посредством добрых дел ищут нетления, Он дарует вечную жизнь, радость, мир, покой и множество благ, «которых ни глаз не видел, ни ухо не слыхало и которые не всходили на сердце человека»37, а тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигает гнев и негодование, скорбь и теснота, и, наконец, возьмет их огонь вечный. Так как ты, мой друг, сказал: покажи мне твоего Бога, – то вот какой Бог мой, и я советую тебе бояться Его и веровать в Него.Послание к Автолику Книга 1. Глава 14.Источник То есть, утешаться вместе в вас тем, что взаимно, вашей и моей верой. Он говорит, что утешается ими, если они постигают духовные вещи; ибо хотя он и радуется их вере, однако скорбит о том, что они не приняли правой веры. У апостола было такое чувство, что он скорбел о недостатках других, как будто они были его собственными. И этим, говорит, будем утешаться одной и той же верой, чтобы и тогда было одно утешение, если они созданы из одной веры во Христа; чтобы управление духовной благодатью через евангелизацию Апостола произвело этот эффект.Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV CAPUT PRIMUM. Vers 12ИсточникПеревод Поэтому, «препоясавши чресла ваши» (1Пет.1:13; Еф.6:14), «служите Богу в страхе»: (Пс.2:11) и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, «Который воскресил... из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу" (1Пет.1:21) и престол одесную Себя, Которому все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет Бог от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, «не воздавая злом за зло», порицания за порицание (1Пет.3:9), удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: «не судите..., чтоб не быть вам судимыми» (Мф.7:1). Прощайте, и будет вам прощено (Лк.6:37; Мф.6:12, 14). Милуйте, чтобы вам быть помилованными. «Какою мерою мерите, /такою/: возмерится вам» (Мф.7:2; Лк.6:38). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их Царствие Божие (Мф.5:3, 10; Лк.6:20).Послание к Филиппийцам Глава 2Источник Впрочем, если Он попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям, увлекаться удовольствиями и похотями, то не потому, чтобы Он увеселялся нашими грехами; Он только терпел это; и не благоволил о том неправедном времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы не достойны жизни, ныне удостоились ею по благости Божией, и показавши, что сами собою не можем войти в царствие Божие,29 получили эту возможность от силы Божией. Когда же исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за нее следует ожидать наказания и смерти, когда пришло время, в которое Бог по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей предположил явить наконец Свою благость и силу: тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши. Он предал Сына Своего в искупление за нас,30 Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши,31 как не Его праведность? Чрез кого мы, беззаконные и нечестивые, могли оправдаться, кроме Сына Божия? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! О неожиданное благодеяние! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников. Итак, обнаружив прежде бессилие нашего естества к получению жизни, a ныне явив нам Спасителя, могущего спасти и то, что не могло спастись, – тем и другим Бог хотел расположить нас к тому, чтобы мы веровали в его благость, почитали Его Питателем, Отцом, Учителем, Наставником, Врачом, Мудростью, Светом, Честью, Славою, Жизнью, не заботясь об одежде и пище.Послание к Диогнету Глава 9Источник Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем.Разговор с Трифоном Иудеем Глава 47Источник Таким образом, эти слова показывают Сына Божия в одно и то же время и как рожденного, и как вечного царя. Слова же: «Они восхотят быть сожженными огнем» относятся к тем, которые не веруют в Него и которые сделали в отношении к нему то, что сделали; (в этом смысле) сказано, что на суде они будут говорить: «Насколько лучше было бы нам быть сожженными огнем, прежде чем Сын Божий родился, вместо того, чтобы не веровать в Него, когда Он родился». Ибо для умерших прежде явления Христа есть надежда, что они на суде Воскресшего получат спасение, для тех именно, которые боялись Бога, и умерли в праведности, и носили в себе Духа Божия, как патриархи, пророки и благочестивые. Для тех же, которые после явления Христа не уверовали в Него, наказание на суде будет неизбежно.Доказательство апостольской проповеди Секция 56Источник Посему, не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие,Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 5. Глава XVIII. Секция 3Источник Итак относительно природы сотворенной, все мы так сказать дети Божии, потому что все сотворены Богом. А в отношении к послушанию и учению, не все сыны Божии, но только верующие и исполняющие Его волю. Неверующие и не исполняющие Его воли суть сыны и ангелы Диавола, потому что делают дела Диавола.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 4. Глава ХLI. Секция 2Источник Жертвой Богу поистине благовонной состоит бесповоротное отвержение нами и оставление исключительных забот о теле и подавление плотских страстей. Нет другого богопочтения более истого и более благонадежного.Строматы Книга 5. Глава 11Источник Но некоторые считают безумием то, что мы предпочитаем упорство спасению, так как могли бы и приносить жертвы публично, и отходить невинными, храня в душе свою веру. Да, вы даете нам совет, как обманывать вас; но мы знаем, откуда это происходит, кто все это делает, и как для ниспровержения нашей стойкости устрояется то лютая жестокость, то лукавое увещание. Конечно, дух демонов и злых ангелов, который, будучи нашим врагом вследствие своего падения и завидуя нам за милость Божию к нам, ведет войну против нас чрез ваши души, направленные и настроенные путем тайного внушения ко всякому извращению суда, ко всякой жестокой несправедливости, о чем мы сказали вначале. Ибо хотя вся сила демонов и духов этого рода подчинена нам, однако они, как худые рабы, соединяют со страхом дерзость и желают оскорблять тех, которых в другое время боятся. Конечно, и страх возбуждает ненависть. Кроме того, отчаянное состояние их вследствие предварительного осуждения (ех praedamnatione) считает утешением для себя пользоваться теперь злобою, пока замедляется наказание. И однако они, будучи схвачены, подчиняются и покоряются своему положению и вблизи умоляют тех, против которых издали вооружаются.Апологетик Глава 27Источник Когда вы однажды уйдете туда, больше нет места для покаяния и нет возможности воздать удовлетворение. Здесь жизнь либо потеряна, либо спасена? здесь вечная безопасность обеспечивается поклонением Богу и плодами веры . И пусть никто не будет сдержан ни своими грехами , ни своими годами от прихода к спасению . Для того, кто все еще остается в этом мире, никакое покаяние не будет слишком поздним. Доступ к Божьей милости открыт, и доступ легок для тех, кто ищет и постигает истину . Вы молите о своих грехах , хотя бы это было в самом конце жизни и на закате солнца времени? и умоляете Бога , который есть единый и истинный Бог , в исповедании и вере признания Его, и прощение даруется человеку, который исповедуется, и спасительная милость дается от божественной благости верующему, и открывается проход к бессмертию даже в самой смерти. Эту благодать дарует Христос? этот дар Своей милости Он дарует нам, побеждая смерть в трофее креста , искупив верующего ценой Своей крови, примиряя человека с Богом Отцом , оживляя нашу смертную природу небесным возрождением. Если это возможно, давайте все последуем за Ним? Давайте зарегистрируемся в Его таинстве и подпишем. Он открывает нам путь жизни? Он возвращает нас в рай? Он ведет нас в Царство Небесное . Сделанные Им детьми Божиими , с Ним мы всегда будем жить? С Ним мы всегда будем радоваться , восстановленные Его собственной кровью. Мы, христианебудут славны вместе со Христом, благословенные Богом Отцом , всегда радующиеся непрестанным блаженством пред Богом и всегда благодарящие Бога . Ибо никто не может быть иным, как всегда радостным и благодарным, кто, будучи однажды подвержен смерти, был сделан безопасным в обладании бессмертием .Treatises Treatise 5.25ИсточникПеревод Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук, так невозможно человеку спастись или войти в Небесное Царство без Господа Иисуса.ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА Том 3 Беседа 3Источник Ибо это – совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет «сущую от Бога правду в вере, яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых» (Флп. 3, 9–11).Беседы Беседа 20. О смиренномудрииИсточник Ибо на Себя восприяв скверну моих грехов, мне передал Свою чистоту и Своей красоты учинил меня причастною Тот, Кто сперва из ненавистной соделал меня достолюбезною и потом возлюбил. После сего убеждает отроковиц, чтобы и они соделались прекрасными, указывая им на свою красоту, подобно великому Павлу, который говорит: «будите якоже аз, зане и аз, якоже вы» (Гал. 4, 12), и: «подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор. 11, 1). Посему не попускает учащимся у ней душам, смотря на свою прошедшую жизнь, отчаиваться в возможности стать прекрасными, напротив того, советует, взирая на нее, из ее примера дознать, что настоящее, если оно неукоризненно, делается покровом прошедшего.Изъяснение Песни песней Соломона Беседа 2. Толкование на Песн. 1, 4–7Источник «пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (κανόνι παντὸς δόγματος καὶ νόμῳ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний». В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτήριον ἀσφαλὲς τῆς ἀληθείας ἐπὶ παντὸς δόγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания, которое есть «закон (νόμος) для читающих его». Наш разум и рассуждение (ὁ λόγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (διὰ τῆς ἁγίας γραφῆς ὁδηγούμενος). В свою очередь, догматы, открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεῖν διὰ πίστεως), и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (ἡγεμόνα τοῦ βίου τὴν εὐσεβῆ πίστιν). По мнению свт. Григория Нисского, к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πίστεως μεσιτευούσης), которая соединяет исследующий разум (τὸν ἐπιζητοῦντα νοῦν) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (ὑπόστασις) не того, что познается, а того, на что надеются.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) 3. Философия и богословие, разум и вераИсточник Однако закон принес мне пользу. Я начал признавать то, что отрицал, я начал познавать свой грех и перестал скрывать свою неправду, я начал порицать себя перед Господом за свою неправду, и Ты простил нечестие сердца моего (Пс.31:5). Но и то мне полезно, что мы не оправдываемся делами закона63. Следовательно, у меня нет повода хвалиться моими делами, нет повода превозноситься, а потому буду хвалиться Христом64. Не буду хвалиться, что я праведен, но похвалюсь, что я искуплен, буду хвалиться не тем, что свободен от грехов, но тем, что мне прощены грехи. Не буду хвалиться, что я кому-то сделал полезное или что кто-то сделал полезное мне, но тем, что Христос есть Ходатай65 за меня перед Отцом, что за меня пролита кровь Христова. Моя вина стала мне платой за искупление, ради которого Христос пришел ко мне. Из-за меня Христос вкусил смерть66. Вина оказалась плодоноснее, чем невинность. Невинность сделала меня надменным, вина сделала меня смиренным. Вот почему дарование закона стало тебе полезным.Об Иакове и блаженной жизни Книга 1 LIBER PRIMVS. Секция 21Источник Видите таинства, видите благодать Христову, благодать Святого Духа, который подается как бы по некоему жребию, ибо не по делам, но по вере каждый оправдывается Господом. В самом деле как выпадение жребия зависит не от нашей власти, но от случая, так и благодать Господа ниспосылается не в качестве платы за заслугу, но как бы по произволу. Посему о разделении дарований (gratiarum), ниспосылаемых различными способами рабам Божиим, апостол и говорит: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя... коемуждо якоже хощет» (1Кор. 12:12). «Якоже хощет», говорит, а не как должно. Действительно, требующим более обильной платы за труд и жалующимся на то, что они получили равную (плату) с теми, которые пришли после, Господь говорит: «или глаз твой завистлив от того, что Я добр» (Матф. 20:15)?О девстве и браке Книга 7 Увещание к девству. Глава 7. Секция 43Источник Так как иудеи этим особенно увлекались, то он убеждает их не привязываться к закону, потому что без веры невозможно чрез него спастись. За это именно ратует (апостол), потому что казалось невероятным, чтобы человек, несмотря на то, что он всю предшествующую жизнь провел попусту и напрасно и истратил ее на злые дела, мог потом спастись чрез одну веру. Поэтому он и говорит: «верно слово». Впрочем, некоторые не только не верили, но и укоряли его, подобно тому, как и ныне делают язычники, говоря: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» (Рим.3:8).Толкование на 1-е послание к Тимофею Беседа 4. Секция 1Источник Если же Он есть Бог всех, то о всех и промышляет; а если о всех промышляет, то всех равно спасает через веру.Беседы на Послание к Римлянам Беседа 7. Комм на Рим.3:29Источник Что значит: «благовестих правду»? Не сказал он просто: я дал, но: «благовестих». Что же это значит? То, что (Христос) оправдал род наш, не за добрые дела, не за труды, не за удовлетворение (правосудию Божьему), но единой благодатью. Это-то объясняя, и Павел сказал: «ныне же кроме закона правда Божия явися» (Рим.3:21): правда же Божья (достигается) верой в Иисуса Христа, а не какими-либо трудами и усилиями.Против иудеев Слово 7. Параграф 3Источник Вот почему блаженный Павел называет обрезание знамением, говоря: «И знамение дал обрезания, печать» (Рим.4:3). А что оно нисколько не служит к оправданию, доказательством тому вот и этот праведник (Ной), который достиг до такой (высокой) добродетели, когда еще не было установлено обрезание. И что говорю? Сам патриарх Авраам, еще до принятия обрезания, был оправдан одною верою. Еще до обрезания, говорит Писание, «верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» (Рим.4:3).Беседы на Книгу Бытия Беседа XXVII. Параграф 3.Источник И этого нельзя сказать; напротив, за одно слово, за одну веру вошел он в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие. Что сказал разбойник? Что сделал? Постился? Плакал? Сокрушался? Каялся долгое время? Нисколько; он получил спасение на самом кресте, после (своих) слов. Вот, как скоро: с креста на небо, от осуждения к спасению! Какие же те слова? Почему они имеют такую силу, что принесли ему столько благ? "Помяни мя, – сказал, – во царствии Твоем» (Лк.23:42). Что это значит? Он просил о даровании благ, не показавши усердия на деле; а видевший его сердце внимал не словам, а расположению души.Восемь слов на Книгу Бытия Слово 7. Параграф 4Источник Смотри, как везде он равняет язычников (с иудеями). «И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:9). По вере одной, говорит, они получили тоже самое. Это служит к стыду иудеев, или лучше, может и их научить, что нужна одна вера, а не дела (закона) и не обрезание. Говоря это, (апостолы) желают не оправдать только язычников, но научить и иудеев – оставить закон. Впрочем они еще не выражают этого.Беседы на Деяния Апостольские Беседа 32. Секция 1. Параграф 2.Источник Вот и веру (Павел) назвал законом, охотно пользуясь для того прежними наименованиями, чтобы сгладить кажущееся нововведение. В чем же состоит закон веры? В спасении по благодати. Здесь (апостол) доказывает могущество Бога, потому что Он не только спас, но и оправдал и привел в похвалу, не имея для того нужды в наших делах, а требуя одной веры.Беседы на Послание к Римлянам Беседа 7. Комментарий на 3:27Источник В виду того, что иудеи постоянно ссылались на то, что патриарх и друг Божий первый принял обрезание, апостол и хочет доказать, что и он оправдался верою: это и составляет торжество его великой победы. Ведь нимало не странно оправдаться верою тому, кто не имеет дел, но украшенному заслугами сделаться праведным не вследствие их, а по вере – это было удивительно и особенно обнаруживало силу веры. Поэтому апостол, умолчав о всех остальных, обращается с речью к Аврааму. Он назвал его отцом по плоти, лишая иудеев истинного с ним родства и открывая путь к родству с ним язычникам. Потом говорит: «аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога».Беседы на Послание к Римлянам Беседа 8. Комментарий на 4:1-2Источник Те (ревнители закона) говорили, что не сохраняющий закона проклят, он же (апостол) показывает, что сохраняющий закон проклят, а не сохраняющий – благословен. Те говорили также, что надеющийся только на веру – проклят, он же показывает, что надеющийся на одну только веру – благословен. Как же все это он доказывает? Мы возвестили вам не какую-нибудь обыкновенную вещь, а потому надлежит быть особенно внимательными к тому, что будет сказано далее. Апостол и выше уже показал это, сказав, что Писание предвозвестило патриарху: «В тебе благословятся все народы». А тогда закона еще не было, но была вера; поэтому он и вывел следующее заключение: «Итак верующие благословляются с верным Авраамом»Толкование на послание к Галатам Глава 3. Секция 3. Комментарий на 3:8Источник Выслушайте это те, которые приходите к крещению при конце жизни. Мы молимся, чтобы вы после крещения имели и доброе жительство; а ты всячески стараешься, чтобы умереть, не имея добродетельной жизни. Положим, что ты и получишь оправдание, но одною верою; а мы просим, чтобы ты и делами заслужил дерзновение пред Богом.Толкование на 2-е послание к Коринфянам Беседа 2. Секция 6. Параграф 3Источник О, какое великое человеколюбие! Что значит: «упразднив ...учением»? (Апостол) полагает большое различие между заповедью (εντολή), ученьми (δόγματα). Учением он называет здесь или веру, потому что мы спасаемся только Верой, или определения (Божьего), подобные тому, о которых Христос изрек: «Ибо истинно говорю вам»: не гневайтесь совершенно (Мф. 5:18, 22). Значит: если веруешь, что Бог воздвиг его из мертвых, – спасешься. И еще: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Рим. 10:8).Беседы на послание к Ефесянам Беседа 5. Раздел 2.Источник Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: «благодатью вы спасены». Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас («через веру»). Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: «и сие не от вас». И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? «как веровать в Того , – сказано, – о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14)? Таким образом, и вера – не наше достояние: "Божий, – говорит, – дар не от дел» (Еф.2:8–9). Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, «чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.Беседы на послание к Ефесянам Беседа 4. Параграф 2Источник Ибо всякия уста заграждаются и повинен весь мир Богу: яко от дел закона не оправдится всяка плоть пред ним (Рим. 3, 19). И нет никакого различия в лицах: вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его (там-же 23, 24). А если апостол пишет: мыслим верою оправдатися человеку без дел закона, понеже един Бог, иже оправдит обрезание от закона, и необрезание верою (там же 28, 30), то очевидно показывает, что праведность состоит не в заслуге человека, а в благодати Божией, Который без дел закона приемлет веру верующих.Разговор против пелагиан Книга 2. Параграф 7Источник Стих 6: Так Авраам веровал Богу и [это] вменилось ему в праведность (Гал.3:6). – От этого места до слов: Те, которые от веры, благословятся с верным Авраамом (Гал.3:6–9), Маркион исключает из своего „Апостола“. Но к чему послужило то, что он это исключил, когда остальное, удержанное им, противоречит его бессмыслию? А Авраам веровал Богу, уходя из отечества своего в землю, которой не знал (Быт.12) (и далее), твёрдо веруя в то, что бесплодная девятидесятилетняя Capa родит дитя; и принося в жертву того самого Исаака, хотя слышал обетование Божие о том, что в Исааке назначается (vocaretur) потомство (semen) ему, но нисколько не сомневался в исполнении его. По справедливости, вера вменяется в праведность такому, который превзошёл дела, предписанные Законом, и приобрёл себе Бога [или: приобретёт себе Бога] не страхом пред Ним, но любовью к Нему.Три книги толкований на послание к Галатам Книга 1. Комментарий на 3:6Источник But to him that worketh, saith he, is the rewardnot reckoned of Grace, but of debt. If thou wouldest be analien unto Grace, boast of thy merits. Yet He seeth whatisin thee, and knoweth what He owetli to each. But to himthat worketh not—What ? Suppose here some ungodlysinner; see, he worketh not. What then? He believethon Him That justifieth the ungodly. But in that he doethnot good works, he is ungodly : though he seem to do goodworks, yet, because without faith, neither are they to be called good. But believing on Him That justifieth the ungodly, his faith is counted for righteousness. Even as David also describeth the blessedness of the man, unto whom God imputeth righteousness without works. But what righteousness ? That of faith, which good works have not preceded, but which good works do follow,
Но делающему, говорит он, вменяется не по благодати, но по долгу. Если ты хочешь быть чуждым благодати, хвались своими заслугами. Но Он видит, что в тебе, и знает, что должен каждому. А не делающему — что? Предположим здесь какого-нибудь нечестивого грешника; вот, он не делает. Что же? Он верует в Того, Кто оправдывает нечестивого. Но поскольку он не делает добрых дел, он нечестив: хотя он, по-видимому, делает добрые дела, однако, поскольку без веры, они не могут быть названы добрыми. Но верующий в Того, Кто оправдывает нечестивого, его вера вменяется в праведность. Так же как Давид описывает блаженство человека, которому Бог вменяет праведность без дел. Но какая праведность? Та, что от веры, которой добрые дела не предшествовали, но за которой добрые дела следуют,Expositions of the Psalms 1-32 Exposition 2 of Psalm 31, §7 стр 286-287Источник licel recte dici possit - ad solarm fidem pertinere Dei mandafa, si non mortua, sed viva illa inlelligatur fides, quae per dilectionem operatur; tamen poslea Joannes ipse aperuit quid diceret, cum ait : Hoc est mandatum ejus, ut credamus nomini Filii ejus Jesu Christi, et diligamns invicem(IJoan. m, 23).
Можно справедливо сказать, что заповеди Божии относятся только к вере, если не к мертвой, то к живой вере, действующей любовью; однако впоследствии Иоанн сам объяснил, что он имел в виду, когда сказал: Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга (Иоанна 15:23).De Fide Et Operibus Caput XXIIИсточник Поистине Христос есть милость от Отца, потому что Он уничтожает грехи, прощает преступления, оправдывает верою, спасает погибших, избавляет от смерти и чего еще самого лучшего не подает нам? Итак лучше жертвы и всесожжений познание Бога, как бы совершаемое во Христе: ибо чрез Него и в Нем мы почтили Отца и получили оправдание верою.Толкование на пророка Осию Глава 6. Толкование стиха 6:5-6Источник For we have been justified by faith and not out of the works of the Law, as it is written. On Whom then believing are we justified? is it not on Him who suffered death for us after the flesh ? is it not on One Lord Jesus Christ ? have we not on declaring His Death and confessing His Resurrection been redeemed ? If therefore we have believed on a man like us and not rather on God, the thing is man-worship, and confessedly nothing else : but if we believe that He That suffered in the flesh is God, Who hath been made also our High Priest, we have no ways erred, but acknowledge the Word out of God made Man : and thus is required of us faith God-ward, Who putteth out of condemnation and freeth from sin those that are taken thereby.
Ибо мы оправдались верой, а не делами закона, как написано. Итак, веруя, оправдываемся? Не в Того ли, Кто претерпел за нас смерть по плоти? Не в Единого ли Господа Иисуса Христа? Не искуплены ли мы исповеданием Его смерти и исповеданием Его воскресения? Итак, если мы уверовали в человека, подобного нам, а не в Бога, то это есть человекослужение и, по признанию, не что иное; но если мы веруем, что Тот, Кто пострадал во плоти, есть Бог, Который сделался и нашим Первосвященником, то мы ни в чем не ошибаемся, но признаем Слово из Бога, ставшего Человеком; и таким образом от нас требуется вера в Бога, Который избавляет от осуждения и освобождает от греха тех, кто уличен в них.FIVE TOMES AGAINST NESTORIUS. OXFORD, JAMES PARKER AND CO., AND RIVINGTONS, LONDON, OXFORD, AND CAMBRIDGE. 1881. Страница 97 (В переводе 2 секция 6 абзац)ИсточникПереводСкан страницы Повторено сказанное прежде, чтобы восполнить недостающее. Поскольку Апостол сказал: Правда Божия явися, а потом внес в речь нечто иное, то, по необходимости повторив слово сие, указывает пользующихся сею правдою по вере во Владыку Христа, хотя иудеи или эллины будут пожелавшими улучить ее. Ибо, сказав: во всех, разумеет иудеев, а сказав: на всех – веровавших из других народов, и продолжает, излагая сие яснее.
несть бо разнствия,
Рим.3:23. вси бо согрешиша, и лишены суть славы Божия,
Вкратце показал, что все повинны и имеют нужду в благодати.
Рим.3:24. оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе,
Ибо, принеся одну веру, получили мы оставление грехов, потому что Владыка Христос, как бы некий выкуп, принес за нас собственное Свое тело.
Рим.3:25. Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его,
Очистилищем служила золотая дщица, возлежала же она на кивоте, с обеих сторон имела изображения Херувимов; на нем служащему архиерею делалось явным Божие благоволение. Посему божественный Апостол учит, что Владыка Христос есть истинное очистилище. Ибо оное древнее было прообразом сего истинного. Имя же сие приличествует Ему как человеку, а не как Богу. Ибо как Бог дает Он ответы чрез очистилище, а как человек приемлет и сие наименование, как и другие, как-то: овча, агнец, грех, клятва и тому подобное. Но древнее очистилище было и бескровно, как неодушевленное, принимало же на себя капли крови жертвенных животных, а Владыка Христос есть и Бог и очистилище, и Архиерей и агнец и собственною Своею кровию приобрел наше спасение, востребовав от нас одной веры.Толкование на послание к Римлянам Отделение второе. Комментарий на 3:22 и нижеИсточник «Благодатию бо есте спасени чрез веру». Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо и это присовокупил Апостол. «И сие не от вас, Божий дар»: «не от дел, да никтоже похвалится». Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили, и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни, но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов.Толкование на послание к Ефесянам Глава 2. Комментарии на 2:8-9Источник Апостол Павел, проповедующий оправдание человека [одной лишь] верой, без дел, был неверно понят. Некоторые восприняли сказанное [Павлом] таким образом, что считали, будто они, однажды уверовав во Христа, спасены через веру, даже если [при этом] совершают зло, и живут порочно и нечестиво. Поэтому апостол Иаков объясняет мнение апостола Павла и показывает, как следует понимать это место в его Послании. В качестве примера тщетности веры без добрых дел он приводит прежде всего Авраама, потому что именно пример Авраама использовал Павел, чтобы доказать возможность оправдания человека без дел. Упоминая о добрых делах Авраама, которые сопутствовали его вере, апостол Иаков достаточно [ясно] показывает, что апостол Павел учит об оправдании человека [одной лишь] верой, без дел, не с той целью, чтобы уверовавший не делал добра, но скорее для того, чтобы никто не считал, что оправдание, которое зависит от веры, даровано ему заслуженно, за прежние добрые дела. Иудеи желали, чтобы за это их ставили выше верующих во Христа язычников, говоря, что они заслуженно, за добрые дела под законом, получили евангельскую благодать. Из-за этого многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что необрезанным язычникам подавалась благодать Христова. Поэтому апостол Павел говорит, что человек может быть оправдан через веру, без дел, имея в виду предшествующие [вере дела]. Но разве может [человек] быть оправдан через веру, не поступая праведно?Толкование на Послание Святого Апостола Иакова Глава 2. Комментарий на 2:20Источник Ибо как те, которые думают спастися без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда, так и те, которые чают устроить спасение своим умом и своими силами, не могут спастися, так как спасение не утверждается на разуме и силах того, кто желает спастися, а есть милость Божия во Христе Иисусе. Ин есть получающий спасение и ин дающий его.собрание творений Слова (1 – 52) слово 44.Источник Сундук, скажем так, есть Евангелие Христово и прочие Божественные Писания, которые имеют внутри себя сокрытую вечную жизнь и вместе с нею неизреченные блага небесные, как говорит Христос: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный (Ин.5:39). Человек же, который поднял сундук на плечи, положим, изображает того, кто выучил на память все Божественные Писания, всегда имеет их в устах и хранит в памяти душевной, как в сундуке, содержащем многоценные камни, – заповеди Божии, в коих живот вечный, а вместе с заповедями Божиими и добродетели, как маргариты. Ибо от заповедей рождаются добродетели, а от добродетелей явными делаются таинства, сокрытые в букве Писания. Тогда преуспевают в добродетелях, когда хранят заповеди; и опять, тогда хранят заповеди, когда ревнуют о добродетелях; а посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения, или, лучше сказать, она открывается Иисусом Христом, Который сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя... И Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин.14:21). Таким образом, когда вселится в нас Бог и откроет нам Себя заведомо (знательно, осязательно), тогда и мы прозрим к ведению, то есть уразумеем действенно те божественные таинства, которые сокрыты в Божественных Писаниях. Другим же каким-либо способом достигнуть сего невозможно. И пусть никто себя не обманывает, думая, что открыл иначе как этот сундучок ведения и вкусил благ, кои внутри его, то есть достиг причастия их и созерцания их.Слова Слово 49Источник И. Я ищу истины. Я желаю быть в истинной христианской Церкви. Я желаю получить спасение.
У. Если сии желания искренны, то Сам Господь ответствует тебе: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 8:20).
И. Признаюсь, я встречал людей, которые внушали мне мысль, что Греко-Российская Церковь есть ложная.
У. Судя по тому, что я от тебя слышал, я могу прибавить к твоему признанию, что сии внушения заняли твое сердце и заградили слух, хотя ты не довольно, может быть, в себе это примечаешь.
И. Я, кажется, слушаю без предубеждения.
У. А я сомневаюсь, можно ли слушать без предубеждения, когда предубеждением занято сердце?
И. Что же я должен делать?
У. Стараться примечать за собою и смотреть, не потому ли только ты сомневаешься, что желаешь сомневаться, или чрезмерно полагаешься на того, кто возбуждает в тебе сомнения?
И. Не думаю, чтобы сие было со мною.
У. Испытай тщательнее, не сие ли самое причиной того, что тебя занимает мысль: не есть ли Церковь Греко-Российская – ложная церковь?
И. Желал бы я иметь оружие против этой мысли.
У. «Духовный меч» есть слово Божие. Оно говорит: Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына (1Ин. 2, 22). Видишь ли, кто есть лживый в отношении к христианству? – Тот, который не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем. Следовательно, и ложная церковь есть та, которая не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем, – церковь антихристова. Но Церковь Греко-Российская, по разуму истинного слова Божия, исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем.
И. Сим оружием защищаться может и другая христианская церковь.
У. А ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других!Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815) Источник Не будем же нечувствительны к Его благости. Ибо если Он будет подражать нам по делам нашим, то мы погибли. Посему, сделавшись Его учениками, научимся жить по-христиански. Ибо кто называется другим, а не этим именем, тот не Божий. Итак, извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога.Послание к магнезийцам Глава 10Источник Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями9. Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие пророки жили о Христе Иисусе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания10, и Который во всем благоугодил Пославшему Его.Послание к магнезийцам Глава 8Источник Никто не обольщайся! И существа небесные, и слава ангелов5, и власти видимые и невидимые, – и те подлежат суду, если не будут веровать в кровь Христову. «Вмещающий да вместит»6. Никто не надмевайся высоким местом! Ибо все совершенство – в вере и любви коих нет ничего выше. Посмотрите же на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа,– как они противны воле Божьей! У них нет попечения о любви, ни о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, или освобожденном от уз, ни об алчущем или жаждущем.Послание к смирнянам Глава 6Источник -Разговор с Трифоном Иудеем
Итак, наш страдалец и распятый Христос не был проклят законом, но показал, что Он Один спасет тех, которые не отступают от веры в Него.Разговор с Трифоном Иудеем Глава 111.Источник Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки, – и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест (Исх 17:8–13).Послание Варнавы Глава 12. Параграф 1Источник