Амвросиаст (н.д. - 4в.)
Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV [+][‑]CAPUT PRIMUM Vers 11 (#Только верой (Sola Fide) )Отсюда следует, что выше он восхвалял не их веру, но их готовность и обет относительно Христа; ибо, называя себя христианами, они поступали просто по Закону, как было им передано. Ибо милость Божия была дана для того, чтобы Закон прекратился, как я часто говорил; потому что Бог, советуясь с человеческой слабостью, постановил спасти человеческий род, добавив к естественному закону одну только веру.ИсточникПеревод [+][‑]CAPUT PRIMUM. Vers 12 (#Спасение #Только верой (Sola Fide) )То есть, утешаться вместе в вас тем, что взаимно, вашей и моей верой. Он говорит, что утешается ими, если они постигают духовные вещи; ибо хотя он и радуется их вере, однако скорбит о том, что они не приняли правой веры. У апостола было такое чувство, что он скорбел о недостатках других, как будто они были его собственными. И этим, говорит, будем утешаться одной и той же верой, чтобы и тогда было одно утешение, если они созданы из одной веры во Христа; чтобы управление духовной благодатью через евангелизацию Апостола произвело этот эффект.ИсточникПеревод [+][‑]CAPUT PRIMUM. Ver 23. (#Иконы )Et mutaverunt gloriam incorruptibilis Dei in similitudinem imaginis corruptibilis hominis. Sic obcaecatum est cor illorum, ut majestatem invisibilis Dei, quem ex his factis agnoverant, non hominibus, sed quod pejus est, et inexcusabile crimen, in similitudinem hominum mutarent; ut forma corruptibilis hominis Deus ab his vocetur, hoc est, simulacrum hominis: ut quos vivos hoc nomine donare non audent, mortuorum imagines in gloriam Dei recipiant. Quanta hebetudo, quanta stultitia, hos sapientes appellare ad suam damnationem, apud quos plus potest imago quam veritas; et mortui potiores sunt vivis! A vivo enim Deo recedentes, mortuis favent, in quorum numero sunt, sicut scriptum est in sapientia Salomonis: Mortalis fingit mortuum manibus iniquis (Sap. XV, 27).
И славу нетленного Бога изменили в подобие образа тленного человека. Так ослепло сердце их, что они величие невидимого Бога, которого познали по этим делам, изменили не в людей, но, что хуже и непростительное преступление, в подобие людей; так что образ тленного человека называется у них Богом, то есть образом человека: так что те, которых они не осмеливаются назвать живыми по этому имени, принимают образы мертвых в славу Божию. Как глупо, как глупо призывать этих мудрецов к их собственному осуждению, у которых образ может сделать больше, чем истина; и мертвые лучше живых! Ибо, отступая от живого Бога, они благоволят к мертвым, к которым они причислены, как написано в премудрости Соломона: смертный руками нечестивыми образует мертвого (Прем. XV, 27).ИсточникПеревод [+][‑]CAPUT III Vers 24,27 (#Только верой (Sola Fide) )(Стих 24). Оправданы даром, по благодати Его. Они оправданы даром, потому что, ничего не делая и не воздавая, оправданы только верой, даром Божиим.
(Стих 27.) Где же твоя похвала? Она не допускается. Каким законом? Делами? Нет, но законом веры. Приведя доводы, он говорит тем, которые поступают под законом, что они без причины хвалятся, льстя себе законом и тем, что они семя Авраамово, видя, что человек оправдывается перед Богом не иначе, как верой.ИсточникПеревод [+][‑]CAPUT IV Vers 5,6 (#Только верой (Sola Fide) )(Стих 5.) А не делающему, то есть виновному в грехах, не делающему того, что заповедует закон. А верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Он говорит это, потому что верующему во Христа без дел закона, то есть язычнику, вера его вменяется в праведность, как Авраамова. Как же тогда иудеи думают, что они оправданы делами закона, оправданием Авраама, когда видят, что Авраам оправдан не делами закона, но только верой? Поэтому закон бесполезен, когда нечестивый оправдывается перед Богом только верой.
По изволению благодати Божией. Он говорит, что так постановил Бог, чтобы, когда закон перестал действовать, благодать Божия требовала для спасения только веры.
(Стих 6.) Как говорит и Давид. Он сам подтверждает это примером пророка. Блаженство человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Он называет блаженными тех, о ком Бог установил это, чтобы без труда и всякого соблюдения они были оправданы перед Богом только верой. Поэтому он проповедует блаженство времени, в которое родился Христос, как говорит Сам Господь: Многие праведники и пророки желали видеть, что вы видите, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13:13).ИсточникПеревод