не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


К списку цитат
святитель Епифаний Кипрский (~315 - 403)
Деяния Вселенских Соборов. Том 7. Святой собор вселенский седьмой, никейский второй. [+][‑]Деяние шестое. Том 5. (#Иконы )
Епископ Григорий прочитал:

«Подобным же образом учат и ученики апостолов и богоглаголивые преемники их, отцы наши. Так славнейший знаменоносец Епифаний кипрский говорит: «будьте внимательны к себе и держите предания, которые вы получили. Не уклоняйтесь ни на право ни на лево». К этому он присовокупляет: «помните, дети возлюбленные, и о том, что не следует вносить икон в церкви, а также и в усыпальницы святых, но всегда памятуйте о Боге и держите Его в сердцах своих. Христианину не прилично возноситься к Богу посредством глаз и блужданий ума». – Он высказал и другие изречения, клонящияся к запрещению приготовления икон, но любознательные найдут их сами».
Источник
Ссылка на цитату
На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег [+][‑]Часть 1. Эпикурейцы, в еллинстве шестая, а по общему порядку восьмая ересь. Глава 5 (#Канон ВЗ )
Сии же иудеи, до возвращения из плена вавилонского имели у себя книги, и следующих пророков, и следующие пророческие книги: первую книгу Бытия, вторую – Исход, третью – Левит, четвертую – Числа, пятую – Второзаконие, шестую книгу Иисуса Навина, седьмую – Судей, восьмую – Руфи, девятую – Иова, десятую – Псалтирь, одиннадцатую – Притчи Соломоновы, двенадцатую – Екклесиаст, тринадцатую – Песнь Песней, четырнадцатую – первую книгу Царств, пятнадцатую – вторую Царств, шестнадцатую – третью Царств, семнадцатую – четвертую Царств, восемнадцатую – первую Паралипоменон, девятнадцатую – вторую Паралипоменон, двадцатую – двенадцать пророков, двадцать первую – Пророка Исаии, двадцать вторую – Пророка Иеремии вместе с Плачем и посланиями его и Варуховым, двадцать третью – пророка Иезекииля, двадцать четвертую – пророка Даниила, двадцать пятую – первую книгу Ездры, двадцать шестую – вторую книгу, двадцать седьмую – книгу Есфирь. Вот двадцать семь книг, данных иудеям от Бога, но ими считаемых за двадцать две, наравне с числом букв еврейской грамоты; потому что десять книг, считаемые за пять, слагаются по две в одну. Но о семь ясно сказали мы где-то в другом месте. Есть же у них в числе сомнительных другие две книги: премудрость Сирахова и премудрость Соломонова, за исключением некоторых иных апокрифических книг. Все оные священные книги учили иудейству и предписаниям закона, до пришествия Господа нашего Иисуса Христа.Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]О валентинианах, они же и гностики; ересь одиннадцатая, а по общему порядку тридцать первая. Глава 33. (#Божье Слово #Предание )
Принявши сию проповедь и сию веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, как сказали мы прежде, тщательно хранит, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учить и предает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не иное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Иверии, у Кельтов, на востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но как солнце – сие творение Божие – во всем мире одно и тоже: так и свет, то есть проповедь истины, везде сияет и просвещает всех людей, желающих в разум истины приити (1Тим.2:4). И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим (ибо никто не выше Учителя (Мф.10:24), ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и иже многое может сказать о ней, не преумножил есть, и иже малое, не умалил (2Кор.8:15).
(предание одно везде оно Писание)
Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]О валентинианах, они же и гностики; ересь одиннадцатая, а по общему порядку тридцать первая. Глава 35 (#SolaScriptura )
Во-первых это – потому, что мудрования у них различны, и один обещает разрушить мнения другого. Во-вторых, их баснотворства несостоятельны, потому что того нигде не сказало Писание: не говорит ни закон Моисеев, ни какой-либо пророк после Моисея, а также ни Спаситель, ни Его евангелисты, а также и апостолы. Ибо, если бы еретики говорили истину, то Господь, пришедший просветить вселенную, и прежде Него пророки, а потом апостолы, изобличавшие идолослужение и всякое законопреступное действование, и не боявшиеся писать против всякого законопреступного учения и противления, ясно возвестили бы нам это, особенно же когда Сам Спаситель говорит: внешним в притчах, а вам должно говорить притчами в раскрытие царствия небесного (Мк.4:11). По крайней мере, в евангелиях, сколько ни изрек притчей Спаситель, немедленно является разрешающим оные; так, сказывает, и что такое зерно горушично (Мк.4:31–34), и что квас (Мф.16:11–12), и что жена, положившая закваску в три меры (Мф.13:33), что виноградник, что смоковница, что сеятель, что наилучшая земля.Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]О птолемеях, тринадцатой, или и тридцать третьей, ереси. Глава 7. (#Божье Слово #Предание )
Бог даст, в последствии узнаешь и начало сего и рождение, когда удостоена будешь апостольского предания, которое и мы приняли по преемству, с поверкою всякого слова учением Спасителя нашего. Сказав сие тебе, сестра моя Флора, в немногих словах, я ничего не ослабил, и преднаписав вкратце, достаточно изъяснил, что надлежало.Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]О Кафарах, нечистых, тридцать девятой, а по общему порядку пятьдесят девятой ереси Глава 3. (#Божье Слово #Предание )
Так и эти еретики, все смешав вместе, всего лишились, и не уразумев в точности Божия учения, погрешительно обратились на другую стезю, а не ведают того, что предание и порядок Божественного писания суть сии самые.Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]Против ариоманитов (Ариенеистовствующих) сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь. Глава 55. (#Безошибочность Писания )
Так все это ясно и очевидно, и нет в божественном Писании ничего противоречащего и заключающего в себе вид смертоносной примеси, как предполагают эти еретики, сами для себя измышляя дурное.

And thus everything is crystal clear, and nothing in the sacred scripture is contradictory or has any taint of death, as the Arians pretend in concocting their wicked arguments.
(Books 2 and 3, Chapter 69 Against the Arians, Section 55.7 Страница 382)
ИсточникПеревод
Ссылка на цитату
[+][‑]Против Аномеев, пятьдесят шестая, а по общему порядку семьдесят шестая ересь. Аэтия глава 24. Опровержение (#SolaScriptura )
Опроверж. Если тобою, Аэтий, и с твоего времени мнение о Боге на основании твоих умозаключений подано во славу Божию, согласно сказанным тобою выше словам, то я и сам, продолжая прения с тобою, с помощью Божьей, произносить буду одинаковое с тем, что говоришь ты, потому что никто из древних в ветхом и новом завете святых апостолов или пророков так не думал, как ты, поставивший себя самого высшим Самого Бога и свободным от заблуждения. Тобою и с твоего времени Божество, согласно твоему слову, как бы в добавление к вере в Него приняло это твое умозаключительное искусство, каково все учение о лишении нерожденного и о рожденном, и о совершенной потере свойства, и об изменении, и о наименовании Бога, соответствующем существу Его.Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]Против Коллиридиан приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семьдесят девятая ересь (#Почитание Марии )
Глава 1.
... и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должного. ... Некоторые женщины, украсивши какую-то ко­лесницу или четверо-угольное седалище, разо­стлавши на нем белое полотно в один из праздничных дней года, в течении нескольких дней предлагают хлеб и возносят жерт­ву во имя Марии. Потом все они причащают­ся от хлеба, как мы отчасти об этом гово­рили в послании, писанном в Аравию. Теперь же яснее скажем о том и, испросивши по­мощи у Бога, по возможности присовокупим опровержение, чтобы, пресекши корни этой идо­лопоклоннической ереси, с помощью Божьею, мы могли отклонить некоторых от такового безумия.

Глава 4.
Ибо не покажется ли это безумным всякому, имеющему смысл и стяжавшему его в Боге? Не идолопоклонническое ли это дело и не диавольское ли покушение? потому что диавол все­гда, под предлогом справедливости подкрады­ваясь к разуму человеческому, воздавая божескую честь смертной природе, представлял перед очами людей человекообразные фигуры при помо­щи разнообразных искусств. И служившие предметом поклонения умерли, а изображения их, никогда и не жившие (ибо никогда не жив­шее не может быть мертвым), предлагают для поклонения, так что разум, удаляясь от единого и единственного Бога, впадает в блужение, подобно общей для многих блуднице, которая раз­жигается с крайним неприличием к соитию со многими и отвергает целомудрие законного супружества с одним мужем. Подлинно, свя­то было тело Марии; и однако же она – не Бог. Подлинно Дева была девою, и почтенною; однако же она дана нам не для поклонения, но сама покланяется Рожденному от нее по пло­ти и Сошедшему с небес из недр Отчих. Поэтому Евангелие предохраняет нас, говоря словами самого Господа: что Мне и тебе, жено ? не у прииде час Мой (Ин.2:4), при чем в словах: что Мне и тебе, жено? назвал ее женою для того, чтобы не считал кто-либо свя­тую Деву высшею надлежащего, как бы пред­сказывая об имеющих быть на земле расколах и ересях, дабы некоторые, чрезмерно удивляясь Святой Деве, не впали в суесловие та­ковой ереси.

Глава 8.
Эти женщины возобновляют чашу приносимую Судьбе и уготовляют трапезу демону, а не Богу, согласно написанному (1Кор.10:20). И питаются хлебами нечестия, как гово­рит Божественное слово: и жены их месят муку, и сынове их собирают дрова, да сотворят опресноки воинству небесному (Иер.7:18). Да заградятся уста таковых женщин от сказанного Иеремией, и да не смущают они все­ленную! Пусть не говорят они: мы чтим царицу небесную (Иер.44:17 и дал); ибо видел Тафнас отмщение их и места Магдальские приняли тела их на гниение (ст. 1 и дал).

Глава 9
И сколько еще можно сказать? Поклоняясь ли самой Марии, эти праздные женщины приносят ей печенье, или поку­шаются за нее приносить это вышепоименован­ное, пустое приношение, – то и другое нелепо и чуждо здравого смысла и, будучи совершаемо по мановению демонов, есть ханжество и обман.

Чтобы не быть протяженным в слове, я удовлетворюсь сказанным. Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь! Праведники никому не подают повода к заблуж­дению: Богъ бо несть искуситель злым, не ис­кушает же Той никогоже, ни рабы Его к обольщению. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть раждает грех: грех же содеян, раждает смерть (Иак.1:13‒15).
Источник
Ссылка на цитату
[+][‑]Против Коллиридиан приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семьдесят девятая ересь. Глава 3 (#Женщины-священники #Священники )
Перейду к Новому Завету. Если бы установлено было Богом, чтобы женщи­ны священствовали, или совершали что либо каноническое в Церкви, то более всего долж­но было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию, удостоившуюся вос­принять в недрах своих Царя всех, Бога небесного, Сына Божия; чрево которой соделалось храмом и уготовано было в жилище Гос­пода в домостроительстве воплощения по человеколюбию Божию и поразительному таинству. Но так не благоволил Бог. Даже и совер­шать крещение не доверено было ей, – хотя бы Христос скорее мог быть крещен от нее, нежели от Иоанна. Однако Иоанн, сын Захарии, облеченный властью отпущения грехов, совершил крещение в пустыне; отец же его священствовал перед Богом и во время каждения видел видение (Лк.1:10 и дал). Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Фома, Фаддей и Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Кананит и Матфей, избран­ный в пополнение двенадцати (Деян.1:26), – все эти избраны были в Апостолы, священно­действуя благовествование по всей земле (Рим.15:16), вместе с Павлом и Варнавою и про­чими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого еписко­па и от выше поименованных Апостолов уста­новлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием; но нигде не сказано, чтобы в числе их поставлена была женщина. Бяху же, сказано, у Филиппа благовестника, дщери четыре прорицающыя (Деян.21:9), но не священнодействующие. И бе Анна пророчица, дщи Фануилева (Лк. 2:36), но священство ей не было вверено; ибо должно было исполниться написанному: и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят (Иоил.2:28; Деян.2:17). А что существу­ет в Церкви чин диаконис, то это не для священнодействия и не для поручения им чего либо подобного, но ради охранения чести женского пола, или во время крещения, или при надзоре за страданием, или болезнью, и в то время, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодейству­ющими, но только диаконисою, которая получает приказание от священника заботиться в потребную пору для женщины при обнажении тела ее, чем весьма благоразумно и соответ­ственно церковному постановлению поддерживает­ся и благочиние учреждения (диаконис) и цер­ковное благоустройство. Поэтому слово Божие не позволяет женщине ни в церкви глаголати, ни властвовать над мужем (1Кор.14:35). Да и много можно говорить об этом.Источник
Ссылка на цитату
О мерах и весах [+][‑]Глава 4. (#Канон ВЗ )
Гл. 4. Евреи имеют двадцать две буквы; пять из них удвояются: каф, мем, нун, пе и алеф. Подобным же образом и книг считается двадцать две, а оказывается двадцать семь, потому что пять из них должны быть разделены на двое. Так именно книга Руфь соединяется с книгою Судей и считается у евреев за одну книгу; первая книга Паралипоменон соединяется со второю и считается за одну с ней книгу; первая книга Царств соединяется со второю и считается с нею за одну книгу; третья книга Царств соединяется с четвертою и считается за одну с нею книгу. Так все книги слагаются в четыре пятикнижия и сверх того остаются еще две книги, располагаясь в следующем порядке: пять книг законоположительных: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это – Пятикнижие, в котором излагается весь закон. За тем следуют пять книг, писанных стихами: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней. Далее следует иное пятикнижие, состоящее из книг, называемых одними: Писания, а другими: Агиографы, которые суть: книга Иисуса Навина, Судей вместе с книгою Руфь, Паралипоменон первая со второю, Царств первые две и последние две. Это – третье пятикнижие. Четвертое пятикнижие составляют: двенадцать малых пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Это – пророческое пятикнижие. Остаются еще две книги: одна Ездры, считаемая за одну, и другая – Есфирь. Так вполне исчислены двадцать две книги по числу двадцати двух букв еврейских. Что же касается до двух книг, разделенных на стихи, именно книги Премудрости Соломоновой, называемой Панарет и книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, внука Иисуса, написавшего эту книгу по еврейски, которую внук его Иисус перевел на греческий язык, то они употребительны и полезны, но в число признанных всеми за священные не вносятся. Поэтому они в ароне, то есть в ковчеге завета не были помещены.Источник
Ссылка на цитату
Письмо Иоанну, епископу Иерусалимскому [+][‑] (#Иконы )
Я зашел помолиться и обнаружил, что на дверях упомянутой церкви висит занавес, окрашенный и вышитый. На ней было изображение то ли Христа, то ли кого-то из святых; я точно не помню, чье это было изображение. Видя это и испытывая отвращение к тому, что изображение человека вывешено в церкви Христа вопреки учению Священных Писаний, я разорвал его на части и посоветовал хранителям этого места использовать его в качестве простыни для какого-нибудь бедняка.ИсточникЕще одна ссыла на английский перевод письма
Ссылка на цитату
Послание императору Феодосию [+][‑] (#Иконы )
Фрагмент 2
Идолослужение в мире изобрел диавол по своему злобному коварству; он и рассеял это по всему миру, и утвердил, и отвратил людей от Бога. А ныне вновь, уже после ересей и идолов, он притягивает и обманом привлекает верных к древнему идолослужению. Пусть ведь Твое Благочестие подумает по данной тебе от Бога мудрости и исследует в глубине мыслей: подобает ли, чтобы Бог у нас был живописуем красками? Кто когда слышал о таком?
Фрагмент 4
Кто когда-либо слышал о таких вещах? Кто из древних отцов, живописав образ Христа, поместил его в храме или в собственном доме? Кто из прежних епископов, обесчестив Христа, изображал Его на завесах для дверей? Кто [из них] изобразил на завесах и на стенах Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и прочих пророков и патриархов, или Петра, Андрея, Иакова, Иоанна, Павла и прочих апостолов, чтобы тем самым выставить их на позорище и посмешище?
Фрагмент 5
В то же время [живописцы] еще и лгут, изображая обличия святых так или иначе на основании собственных представлений [о них]: иногда они [рисуют] святых постарше, иногда помладше, посягая на то, чего не могли видеть. Ведь они рисуют Спасителя с длинными волосами лишь на основании [своего] предположения, так как Он назывался Назореем, а назореи носят длинные волосы. Однако те, кто пытаются приспособить Его к этим образцам, заблуждаются, ведь Спаситель пил вино, а назореи вина не пьют.
Источник
Ссылка на цитату
Святитель Епифаний Кипрский (протоиерей Валентин Асмус) [+][‑] (#Иконы )
6. Сочинения об иконах:
I. Против устрояющих образы. Написано около 394 года. Автор отвергает возможность изображать святых и тем более Христа.
II. Послание императору Феодосию I. Видя, что никто, в том числе епископы, не внемлет его предостережениям против изображений Христа и святых, автор просит самого государя положить конец этой практике. Автор не только свидетельствует о широком распространении и иконописания, и иконопочитания в его время, но и дает весьма ценные иконографические описания.
III. Завещание. Убедившись в бесполезности борьбы во вселенском масштабе, автор требует у своей паствы не устраивать изображений ни в церквах, ни на кладбищах.
Эти три сочинения явились важным предметом полемики эпохи иконоборчества. Отвечая иконоборцам, преподобный Иоанн Дамаскин допускал три возможности: 1) эти сочинения подложны; 2) святитель Епифаний боролся с какими-то местными злоупотреблениями; 3) сочинения подлинны, но «то, что редко случается, не бывает законом для Церкви... одно мнение не в состоянии опровергнуть предания всей Церкви»27. Современные патрологи, как православные (П. К. Христу, С. Г. Пападопулос), так и инославные (Альтанер, Квастен), признают подлинность данных сочинений.
Источник
Ссылка на цитату
Слово против тех, кто занимаются изготовлением икон [+][‑] (#Иконы )
Однако ты скажешь мне, что «отцы гнушались идолами язычников, а мы изготавливаем иконы святых в память о них и покланяемся иконам, чтобы воздать честь этим святым». И действительно, именно под таким предлогом некоторые из вас дерзают внутри святого дома, побелив стену, различными красками изображать иконы Петра, Иоанна и Павла, как я вижу по надписи на каждом из лжеименных образов, произведенной глупостью живописца в соответствии с его собственным пониманием. Итак, прежде всего, считающие, что таким образом они почитают апостолов, пусть научатся, что вместо чести они скорее бесчестят апостолов. Ведь апостол Павел, браня лжеименного священника, объявил его побеленной стеной. Поэтому воздвигнем лучше посредством добродетелей предписания апостолов как их иконы! Однако ты скажешь, что «мы созерцаем иконы апостолов, чтобы вспоминать об их внешнем виде». Ну и где же тебе было предписано это? Ранее мы уже обвинили таких людей в том, что они, увлекаемые неведением, трудятся напрасно.ИсточникВерсия для чтения
Ссылка на цитату

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"