
святитель Епифаний Кипрский (~315 ﹣ 403)#Почитание Марии Глава 1.
... и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должного. ... Некоторые женщины, украсивши какую-то колесницу или четверо-угольное седалище, разостлавши на нем белое полотно в один из праздничных дней года, в течении нескольких дней предлагают хлеб и возносят жертву во имя Марии. Потом все они причащаются от хлеба, как мы отчасти об этом говорили в послании, писанном в Аравию. Теперь же яснее скажем о том и, испросивши помощи у Бога, по возможности присовокупим опровержение, чтобы, пресекши корни этой идолопоклоннической ереси, с помощью Божьею, мы могли отклонить некоторых от такового безумия.
Глава 4.
Ибо не покажется ли это безумным всякому, имеющему смысл и стяжавшему его в Боге? Не идолопоклонническое ли это дело и не диавольское ли покушение? потому что диавол всегда, под предлогом справедливости подкрадываясь к разуму человеческому, воздавая божескую честь смертной природе, представлял перед очами людей человекообразные фигуры при помощи разнообразных искусств. И служившие предметом поклонения умерли, а изображения их, никогда и не жившие (ибо никогда не жившее не может быть мертвым), предлагают для поклонения, так что разум, удаляясь от единого и единственного Бога, впадает в блужение, подобно общей для многих блуднице, которая разжигается с крайним неприличием к соитию со многими и отвергает целомудрие законного супружества с одним мужем. Подлинно, свято было тело Марии; и однако же она – не Бог. Подлинно Дева была девою, и почтенною; однако же она дана нам не для поклонения, но сама покланяется Рожденному от нее по плоти и Сошедшему с небес из недр Отчих. Поэтому Евангелие предохраняет нас, говоря словами самого Господа: что Мне и тебе, жено ? не у прииде час Мой (Ин.2:4), при чем в словах: что Мне и тебе, жено? назвал ее женою для того, чтобы не считал кто-либо святую Деву высшею надлежащего, как бы предсказывая об имеющих быть на земле расколах и ересях, дабы некоторые, чрезмерно удивляясь Святой Деве, не впали в суесловие таковой ереси.
Глава 8.
Эти женщины возобновляют чашу приносимую Судьбе и уготовляют трапезу демону, а не Богу, согласно написанному (1Кор.10:20). И питаются хлебами нечестия, как говорит Божественное слово: и жены их месят муку, и сынове их собирают дрова, да сотворят опресноки воинству небесному (Иер.7:18). Да заградятся уста таковых женщин от сказанного Иеремией, и да не смущают они вселенную! Пусть не говорят они: мы чтим царицу небесную (Иер.44:17 и дал); ибо видел Тафнас отмщение их и места Магдальские приняли тела их на гниение (ст. 1 и дал).
Глава 9
И сколько еще можно сказать? Поклоняясь ли самой Марии, эти праздные женщины приносят ей печенье, или покушаются за нее приносить это вышепоименованное, пустое приношение, – то и другое нелепо и чуждо здравого смысла и, будучи совершаемо по мановению демонов, есть ханжество и обман.
Чтобы не быть протяженным в слове, я удовлетворюсь сказанным. Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь! Праведники никому не подают повода к заблуждению: Богъ бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже, ни рабы Его к обольщению. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть раждает грех: грех же содеян, раждает смерть (Иак.1:13‒15).На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег Против Коллиридиан приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семьдесят девятая ересьИсточник