не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


святитель Иларий Пиктавийский (315 ﹣ 367)#Божье Слово #История Церкви #Соборы #Церковь 4. Constantius optat fidem audire ab episcopis et non audit. Fides in baptismo jurata. Fides subinde nova et ideo nulla. --Recognosce fidem, quam olim, optime ac religiosissime imperator, ab episcopis optas audire, et non audis. Dum enim a quibus ea requiritur, sua scribunt, et non quae Dei sunt praedicant; orbem aeternum erroris et redeuntis in se semper certaminis circumtulerunt. Oportuerat enim, humanae infirmitatis modestia, omne cognitionis divinae sacramentum illis tantum conscientiae suae finibus contineri quibus credidit, neque post confessam et juratam in baptismo fidem in nomine Patris et filii et Spiritus sancti, quidquam aliud vel ambigere, vel innovare. Sed quorumdam aut praesumptio, aut facilitas, aut error, apostolicae doctrinae indemutabilem 545 constitutionem partim fraudulenter confessa est, partim audacter egressa: dum in confessione Patris et Filii et Spiritus sancti veritatem naturalis significationis eludit, ne id maneret in sensu, quod in regenerationis sacramento est confitendum. Ob hoc penes quorumdam conscientiam nec Pater pater, nec Filius filius, nec Spiritus sanctus spiritus sanctus est. Sub cujus necessitatis tamquam improbabili occasione, scribendae atque innovandae fidei exinde usus inolevit. Qui post quam nova potius coepit condere, quam accepta retinere; nec veterata defendit, nec innovata firmavit: et facta est fides temporum potius quam Evangeliorum, dum et secundum annos describitur, et secundum confessionem baptismi non tenetur. Periculosum nobis admodum atque etiam miserabile est, tot nunc fides exsistere, quot voluntates; et tot nobis doctrinas esse, quot mores; et tot causas blasphemiarum pullulare, quot vitia sunt: dum aut ita fides scribuntur ut volumus, aut ita ut nolumus intelliguntur. Et cum, secundum unum Deum et unum Dominum et unum baptisma, etiam fides una sit, excedimus ab ea fide quae sola est: et dum plures fiunt, ad id coeperunt esse, ne ulla sit. 5. Unde tot fides scribantur. Fides quater mutata. --Conscii enim nobis invicem sumus, post Nicaeni conventus synodum, nihil aliud quam fidem scribi. Dum in verbis pugna est, dum de novitatibus quaestio est, dum de ambiguis occasio est, dum de auctoribus querela est, dum de studiis certamen est, dum in consensu difficultas est, dum alter 546 alteri anathema esse coepit: prope jam nemo Christi est. Incerto enim doctrinarum vento vagamur: et aut dum docemus, perturbamus; aut dum docemur, erramus. Jam vero proximi anni fides, quid jam de immutatione in se habet? Primum, quae homousion decernit taceri: sequens rursum, quae homousion decernit et praedicat: tertium deinceps, quae usiam simpliciter a patribus praesumptam, per indulgentiam excusat: postremum quartum, quae non excusat, sed condemnat. Et quo tandem processum est? ut neque penes nos, neque penes quemquam ante nos, sanctum exinde aliquid atque inviolabile perseveret. De similitudine autem Dei filii ad Deum patrem quod si miserabilis nostri temporis fides est, ne non aut ex toto, aut tantum ex portione sit similis; egregii scilicet arbitri coelestium sacramentorum, conquisitores invisibilium mysteriorum, professionibus de fide Dei calumniamur. Annuas atque menstruas de Deo fides decernimus, decretis poenitemus, poenitentes defendimus, defensos anathematizamus; aut in nostris aliena, aut in alienis nostra damnamus; et mordentes invicem, jam absumpti sumus ab invicem (Gal. V, 15).
4. Констанций желает услышать веру от епископов и не слышит ее. Вера, принесенная в крещении. Вера, следовательно, время от времени новая и, следовательно, недействительная. --Признай веру, которую ты, превосходный и благочестивейший император, некогда желал услышать от епископов и не слышишь ее. Ибо в то время как те, от кого она требуется, пишут свое и не проповедуют то, что от Бога; они окружили себя вечным миром заблуждений и вечно возвращающегося конфликта внутри себя. Ибо необходимо было, в скромности человеческой слабости, чтобы каждое таинство божественного знания содержалось только в пределах его совести, в которую он верил, и не сомневаться и не вводить ничего другого после исповедания и присяги в вере в крещении во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Но самонадеянность, или легкость, или заблуждение некоторых, частью обманным путем признали, частью смело выдвинули неизменную конституцию апостольского учения: в то время как в исповедании Отца, и Сына, и Святого Духа оно уклоняется от истины естественного значения, чтобы то, что должно быть исповедано в таинстве возрождения, не оставалось в смысле. По этой причине, по совести некоторых, ни Отец не есть Отец, ни Сын не есть Сын, ни Святой Дух не есть Святой Дух. Под необходимостью чего, как будто это был невероятный случай, практика написания и обновления веры с тех пор процветала. После чего он начал устанавливать новые, а не сохранять принятые; он не защищал старые и не утверждал новые: и вера стала одной из времен, а не из Евангелий, в то время как она описывается по годам и не считается соответствующей исповеданию крещения. Для нас очень опасно и даже жалко, что теперь столько же вер, сколько и воль; и что у нас столько же учений, сколько и нравов; и что столько же причин для богохульства прорастает, сколько и пороков: в то время как веры либо пишутся так, как мы хотим, либо понимаются так, как мы не хотим. И поскольку, согласно единому Богу и единому Господу и единому крещению, вера также едина, мы выходим за пределы той веры, которая едина: и пока их много, они начали быть так, чтобы не было ни одной. 5. Откуда написано столько вер. Вера менялась четыре раза. --Ибо я знаю, что мы писали друг другу, начиная с Никейского собора, не что иное, как веру. Пока идет словесная борьба, пока идет вопрос о новинках, пока есть повод для двусмысленности, пока есть жалоба на авторов, пока идет борьба об исследованиях, пока есть затруднение в согласии, пока один начинает быть анафемой для другого, почти никто теперь не Христос. Ибо мы блуждаем по неопределенному ветру учений: и или когда мы учим, мы мешаем, или когда нас учат, мы заблуждаемся. Но вот вера последнего года, какое изменение имеет в ней? Во-первых, которая единомыслие постановляет молчать; во-вторых, которая снова постановляет и проповедует единомыслие; в-третьих, которая извиняет снисхождением употребление, просто принятое отцами; наконец, в-четвертых, которая не извиняет, но осуждает. И как это в конце концов прогрессировало? так что ни среди нас, ни среди кого-либо до нас, ничего святого и неприкосновенного не продолжается с тех пор. Но что касается подобия Бога Сына Богу Отцу, то если вера нашего времени жалка, то как бы она не была подобна или полностью, или только отчасти, а именно, превосходным судьям небесных таинств, искателям невидимых тайн, мы клевещем исповеданиями на веру Божию. Мы постановляем ежегодные и ежемесячные веры о Боге, мы каемся постановлениями, мы защищаем кающихся, мы анафематствуем защищаемых; или в своих собственных осуждаем других, или в других своих; и угрызая друг друга, мы уже истребляем друг друга (Гал. 5, 15).
Liber secundus ad Constantium Секция 4,5Источник

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"