не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


Назад к списку
1в. - 101 священномученик Климент Римский
Вы, братья, спорливы и ревностны в том, что ни мало не относится ко спасению. Загляните в Писание, эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написано.1 послания к коринфянам Глава XLV. Нечестивым свойственно гнать праведных людейИсточник
Писание(я) - 20 раз
Предание(я) - 0 раз

И другое Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных» (Мф.9:13; Лук.5:32; Лук.19:15). Это значит, что Ему должно спасти погибающих. (Глава II. Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною)
Загляните в Писание, эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написано. (Глава XLV. Нечестивым свойственно гнать праведных людей)
Ибо говорит Писание: «тмы тем предстояли пред Ним и тысячи тысяч служили Ему» (Дан. 7:10), "и взывали...: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно все творение славы Его» (Ис. 6, 3). (Глава XXXIV. Велика награда у Бога за добрые дела. Соединившись в единомыслии, будем просить ее у Господа)

Писание это и Ветхий Завет и Новый Завет.
Послания к коринфянам Использование слова "Писание(я)" и "предание(я)"Источник
~70 - 155/65 епископ Папий Иерапольский
Вот что говорил пресвитер: «Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».Евсевий Кесарийский (Памфил) Церковная история Глава 39Источник
около100 - 165 мученик Иустин Философ
Если ты, Трифон, – сказал я, – приводя эти слова, просто и без лукавства остановился, не представляя предшествующих им и не присоединяя последующих слов, то можно извинить тебя; но если ты поступил так в той мысли, что можешь привести мою речь в затруднение, и вынудить меня сказать, что писания противоречат между собою, то заблуждаешься, ибо я никогда не осмелюсь этого подумать или сказать. Если же встретится место Писания, кажущееся таким, и представится как бы противоречащим другому: то вполне убежденный, что никакое место Писания не противоречит другому, я скорее признаю, что сам не понимаю смысла его, и постараюсь убедить то же самое думать и тех, которые допускают противоречия в Писании.Разговор с Трифоном Иудеем Глава 65Источник
~122 - ~202 священномученик Ириней Лионский
Когда апостольское предание таким образом существует в Церкви и сохраняется у нас, я возвращусь к доказательствам из писаний Апостолов, написавших также Евангелие, в которых они изложили учение о Боге, поставляя при сем на вид, что Господь наш Иисус Христос есть Истина (Ин. 14, 6) и лжи в Нем нет, как и Давид, пророчествуя от рождении Его от Девы и о воскресении из мертвых, говорит: «Истина воссияла от земли» (Пс. 84, 12). И Апостолы, ученики Истины, также чужды всякой лжи; ибо ложь не соединяется с истиною, как тьма со светом, но присутствие одной исключает другую.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 3. Глава 5. Раздел 1Источник
Мы должны предоставить это Богу, нас создавшему, справедливо уверенные, что Писания совершенны, так как они изречены Словом Бога и Духом Его, а мы, как низшие и позднейшие по бытию, чем Слово Бога и Дух Его, потому и лишены знания Его таинств.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 2. Глава 28. Раздел 2.Источник
155/60 - 220/40 Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс
The statements, however, of holy Scripture will never be discordant with truth.

Но святые изречения никогда не будут противоречить одно другому.
О душе Глава XXI. Секция 5ИсточникПеревод
~185 - ~254 Ориген Адамант
Блаженны миротворцы ... Матфея 5:9 Для человека, который является миротворцем в любом смысле, в Божественных речениях нет ничего кривого или извращенного, ибо все они ясны для понимающих. Притчи 8:8-9 И поскольку для такого человека нет ничего кривого или извращенного, он видит поэтому изобилие мира во всех Писаниях , даже в тех, которые кажутся противоречащими друг другу. И также он становится третьим миротворцем, поскольку он показывает, что то, что другим кажется противоречием в Писаниях, на самом деле не является противоречием, и являет их согласие и мир, будь то Ветхие Писания с Новыми, или Закон с Пророками, или Евангелия с Апостольскими Писаниями, или Апостольские Писания друг с другом. Ибо также, по словам Проповедника, все Писания суть слова мудрых, подобные иголкам и как крепко вбитые гвозди, которые были даны по соглашению одним пастырем; Екклесиаст 12:11 и нет ничего лишнего в них. Но Слово есть единый Пастырь вещей разумных, которые могут иметь вид разногласия для тех, кто не имеет ушей, чтобы слышать, но воистину находятся в совершенном согласии. Ибо как различные струны псалтыря или лиры, из которых каждая издает определенный звук, который кажется непохожим на звук другой струны, кажутся человеку, который не музыкален и не знает принципа музыкальной гармонии, негармоничными из-за несходства звуков, так и те, кто не искусен в слушании гармонии Божией в Священных Писаниях, думают, что Ветхий не находится в согласии с Новым, или Пророки с Законом, или Евангелия друг с другом, или Апостол с Евангелием , или с самим собой, или с другими Апостолами. Но тот, кто приходит наставленным в музыке Божией , будучи мужем мудрым в слове и деле, и, по этой причине, как другой Давид — который, по толкованию, искусен в руке — извлечет звук музыки Божией , научившись из этого в нужное время брать струны, то струны Закона, то струны Евангелия в гармонии с ними, и снова струны Пророческие, и, когда разум требует этого, Апостольские струны, которые в гармонии с Пророческими, а также Апостольские с струнами Евангелия . Ибо он знает , что все Писание есть единый совершенный и гармоничный инструмент Божий., который из разных звуков издает один спасительный голос для желающих учиться, который останавливает и сдерживает всякое действие злого духа, подобно тому, как музыка Давида успокаивала злого духа в Сауле, который также душил его. 1 Царств 16:14 Итак, вы видите, что он в третьем месте миротворец, который видит согласно Писанию мир всего этого и насаждает этот мир в тех, кто правильно ищет и делает тонкие различия в подлинном духе.Комментарий к Евангелию от Матфея Книга IIИсточникПеревод
255 - 330 Арнобий
Но "они (писания Христиан) написаны людьми необразованными и простыми, и поэтому не следует легкомысленно верить им». Рассуди, не служит ли это скорее причиной того, что они не искажены никакой ложью, как написанные простодушно и чуждые стремлению к искусственности и преувеличениям. «Язык их прост и нечист», потому что истина никогда не стремится к прикрасам, и то, что дознано несомненно, не допускает развития речи посредством длинных периодов.Против язычников Книга 1. Параграф 58.Источник
~260 - 312 священномученик Мефодий Олимпийский
в Божественных словах нет никакого противоречия и несообразности.О Воскресении (против Оригена) Часть 1.Глава 28. (в англ. Глава 9)ИсточникПеревод
около295 - 02.05.373 архиепископ Александрийский Афанасий Великий
3. И что это значит, братья мои? Ибо справедливо, чтобы мы исследовали слова пророка , и особенно в отношении еретиков , которые отвратили свой ум от закона. Итак, через Моисея Бог дал заповедь о жертвах , и вся книга, называемая Левит, полностью занята упорядочением этих вещей, чтобы Он мог принять приносящего. Так через Пророков Он обвиняет того, кто презирал это, как непокорного заповеди, говоря: «Я не требовал этого от рук ваших. И отцам вашим Я не говорил о жертвах , и не заповедовал им о всесожжениях». Некоторые же полагают, что Писания не согласуются между собой, или что Бог , давший заповедь, лжет. Но нет никакого разногласия, далеко нет; и Отец , Который есть истина , не может лгать; «ибо невозможно Богу солгать » (Евреям 6:18 ), как утверждает Павел . Но все это ясно тем, кто правильно их рассматривает, и тем, кто с верой принимает писания закона. Теперь мне кажется — да дарует Бог, по вашим молитвам , чтобы замечания, которые я осмеливаюсь сделать, не были далеки от истины — что не было сначала заповеди и закона о жертвах , и разум Бога , Который дал закон, не смотрел на всесожжения, но на то, что было указано и предобразовано ими. «Ибо закон содержал тень будущих благ ». И «это было назначено до времени исправления».Письма Письмо 19. Секция 3.ИсточникПеревод
~315 - 403 святитель Епифаний Кипрский
Так все это ясно и очевидно, и нет в божественном Писании ничего противоречащего и заключающего в себе вид смертоносной примеси, как предполагают эти еретики, сами для себя измышляя дурное.

And thus everything is crystal clear, and nothing in the sacred scripture is contradictory or has any taint of death, as the Arians pretend in concocting their wicked arguments.
(Books 2 and 3, Chapter 69 Against the Arians, Section 55.7 Страница 382)
На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег Против ариоманитов (Ариенеистовствующих) сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь. Глава 55.ИсточникПеревод
325/30 - 389/90 святитель Григорий Богослов Назианзин
Однако мы, распространяющие точность Духа на самые простые штрихи и черты ( Матфея 5:18) , никогда не допустим нечестивого утверждения, что даже самые незначительные вопросы были рассмотрены небрежно теми, кто их записал, и таким образом сохранились в памяти вплоть до настоящего дня: напротив, их целью было предоставить нам памятные знаки и наставления для рассмотрения в подобных обстоятельствах, если таковые произойдут с нами, и чтобы примеры прошлого могли служить правилами и образцами для нашего предостережения и подражания.Речи Речь 2. Раздел 105ИсточникПеревод
~331/5 - ~394 святитель Григорий Нисский
«пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (κανόνι παντὸς δόγματος καὶ νόμῳ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний». В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτήριον ἀσφαλὲς τῆς ἀληθείας ἐπὶ παντὸς δόγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания, которое есть «закон (νόμος) для читающих его». Наш разум и рассуждение (ὁ λόγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (διὰ τῆς ἁγίας γραφῆς ὁδηγούμενος). В свою очередь, догматы, открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεῖν διὰ πίστεως), и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (ἡγεμόνα τοῦ βίου τὴν εὐσεβῆ πίστιν). По мнению свт. Григория Нисского, к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πίστεως μεσιτευούσης), которая соединяет исследующий разум (τὸν ἐπιζητοῦντα νοῦν) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (ὑπόστασις) не того, что познается, а того, на что надеются.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) 3. Философия и богословие, разум и вераИсточник
~347 - 407 святитель Иоанн Златоуст
Не смущайся, возлюбленный, и не подумай, будто святое Писание в чем-нибудь противоречит себе; но познай истину сказанного и, тщательно сохраняя учение его, загради слух от говорящих противное ему.Беседы на Книгу Бытия Беседа IV. Секция 3Источник
Но размышление души, просвещенной светом божественного Писания, представляет вернейшее и не обманчивое суждение о вещах. Итак, не будем тщетно обманывать самих себя, чтобы при беспечности жизни, происходящей от такого учения, не собрать для самих себя лютейшего огня и за самое учение.Беседы на Евангелие от Матфея Беседа 13. Секция 5Источник
354 - 430 блаженный Аврелий Августин
Если это о нем написано ложно, то все эти Книги можно заподозрить в обмане, и в этих Книгах не остается ничего, что спасло бы верой человеческий род. А так как написанное – правда, то я и считал Христа полностью человеком, имевшим не только человеческое тело или же с телом вместе и душу, но без разума, но настоящим человеком, а не воплотившейся Истиной;Исповедь Книга 7, Глава XIX, Секция 25Источник
Ибо мне представляется в высшей степени пагубным считать что-либо написанное в Священных книгах обманом, то есть полагать, что люди, посредством которых это Писание доставлено и записано, в чем-то солгали в своих книгах5. Один вопрос – можно ли когда-либо лгать праведному человеку, иной же вопрос – позволительно ли было солгать писателю Священных книг, – впрочем, это не иной вопрос, а вовсе тут нет никакого вопроса. Достаточно допустить возможность хотя бы одного благонамеренного обмана на такой высоте авторитета – и не останется ни одной частицы этих книг, которая из-за того что она покажется кому-то либо трудной для исполнения либо неудобной для принятия на веру, не будет объяснена им по тому же самому вреднейшему правилу желанием автора прибегнуть к благонамеренному обману.Письмо 28 Источник
На таких условиях мы могли бы развлекаться, не опасаясь оскорбить друг друга в области Писания, но я мог бы задаться вопросом, не было ли это развлечение за мой счет. Ибо я признаюсь вашему Милосердию, что я научился оказывать это уважение и честь только каноническим книгам Писания: из них одних я наиболее твердо верю , что авторы были полностью свободны от ошибок . И если в этих писаниях меня сбивает с толку что-либо, что кажется мне противоречащим истине , я не колеблясь предполагаю, что либо рукопись неисправна, либо переводчик не уловил смысла сказанного, либо я сам не понял этого. Что касается всех других писаний, то, читая их, как бы ни было велико превосходство авторов надо мной в святости и учености, я не принимаю их учение как истинное на основании простого мнения, которого они придерживаются; но только потому, что им удалось убедить мое суждение в его истинности либо посредством самих этих канонических писаний, либо аргументами, обращенными к моему разуму. Я верю , брат мой, что это твое собственное мнение, так же как и мое. Мне не нужно говорить, что я не предполагаю, что ты хочешь, чтобы твои книги читались как книги пророков или апостолов , относительно которых было бы неправильно сомневаться , что они свободны от ошибок . Далеко ли такое высокомерие от того смиренного благочестия и справедливой оценки себя, которые, как я знаю, у тебя есть, и без которых ты, несомненно, не сказал бы: « О, если бы я мог получить твои объятия, и чтобы посредством беседы мы могли помочь друг другу в учении!»Письмо 82 Секция 3ИсточникПеревод
5. Что касается наших писаний, которые не являются правилом веры или практики, а только помощью в назидании, мы можем предположить, что они содержат некоторые вещи, не соответствующие истине в неясных и малопонятных вопросах, и что эти ошибки могут быть исправлены или не исправлены в последующих трактатах. Ибо мы из тех, о ком апостол говорит: «А если вы мыслите иначе, то Бог вам и это откроет». Филиппийцам 3:15 Такие писания читаются с правом суждения и без какой-либо обязанности верить . Чтобы оставить место для таких полезных обсуждений трудных вопросов, существует четкая граница, отделяющая все произведения, написанные после апостольских времен, от авторитетных канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Авторитет этих книг дошел до нас от апостолов через преемственность епископов и расширение Церкви , и с позиции возвышенного превосходства требует подчинения каждого верного и благочестивого ума. Если мы озадачены явным противоречием в Писании, недопустимо говорить: «Автор этой книги ошибается»; но либо рукопись неверна, либо перевод неверен, либо вы не поняли. В бесчисленных книгах, написанных в последнее время, мы иногда можем найти ту же истину , что и в Писании, но там нет того же авторитета. Писание имеет свою собственную святость. В других книгах читатель может составить свое собственное мнение и, возможно, из-за непонимания автора может отличаться от него и может высказаться в пользу того, что ему нравится, или против того, что ему не нравится. В таких случаях человек волен воздержаться от своей веры, если только нет какой-либо ясной демонстрации или какого-либо канонического авторитета, показывающего, что учение или утверждение либо должно, либо может быть истинным . Но вследствие отличительной особенности священных писаний мы обязаны принять как истину все, что, как показывает канон, было сказано хотя бы одним пророком , или апостолом, или евангелистом . В противном случае не останется ни одной страницы для руководства человеческой ошибочности, если пренебрежение к здравому авторитету канонических книг либо вовсе положит конец этому авторитету, либо ввергнет его в безнадежную путаницу.Contra Faustum Книга 11, Глава 5ИсточникПеревод
1225 - 1274 Фома Аквинский
Ответ на возражение 1. Незаконно утверждать, что в Евангелии или в каком-либо каноническом Писании содержится какое-либо ложное утверждение , или что его авторы говорили неправду, потому что вера была бы лишена своей уверенности , которая основана на авторитете Священного Писания . То, что слова некоторых людей по-разному передаются в Евангелии и других священных писаниях, не является ложью. Поэтому Августин говорит (De Consens. Evang. ii): «Тот, кто имеет ум, чтобы понять, что для того, чтобы познать истину, необходимо достичь смысла , придет к выводу, что он не должен быть нисколько обеспокоен, какими бы словами этот смысл ни выражался». Отсюда очевидно, как он добавляет (De Consens. Evang. ii), что «мы не должны судить, что кто-то лжет, если несколько человек не описывают одинаково и одними и теми же словами вещь, которую они помнят, что видели или слышали».Summa Theologiae Second Part of the Second Part. Question 110. Статья 3ИсточникПеревод

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"