не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1Иоан 4:1
μὴ παντὶ πνεύματι πιστεύετε ἀλλὰ δοκιμάζετε τὰ πνεύματα εἰ ἐκ τοῦ θεοῦ ἐστιν ὅτι πολλοὶ ψευδοπροφῆται ἐξεληλύθασιν εἰς τὸν κόσμον (Α΄ Ιωάννη 4:1)


Назад к списку
1в. - 101 священномученик Климент Римский
И все они прославились и возвеличились не сами собою, и не делами своими, и не правотой действий, совершенных ими, но волей Божией. Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал. Ему да будет слава во веки веков. Аминь.1 послания к коринфянам Глава XXXII. Мы оправдываемся не сами собою и не чрез дела свои, но чрез веруИсточник
н.д. - 4в. Амвросиаст
(Стих 5.) А не делающему, то есть виновному в грехах, не делающему того, что заповедует закон. А верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Он говорит это, потому что верующему во Христа без дел закона, то есть язычнику, вера его вменяется в праведность, как Авраамова. Как же тогда иудеи думают, что они оправданы делами закона, оправданием Авраама, когда видят, что Авраам оправдан не делами закона, но только верой? Поэтому закон бесполезен, когда нечестивый оправдывается перед Богом только верой.

По изволению благодати Божией. Он говорит, что так постановил Бог, чтобы, когда закон перестал действовать, благодать Божия требовала для спасения только веры.

(Стих 6.) Как говорит и Давид. Он сам подтверждает это примером пророка. Блаженство человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Он называет блаженными тех, о ком Бог установил это, чтобы без труда и всякого соблюдения они были оправданы перед Богом только верой. Поэтому он проповедует блаженство времени, в которое родился Христос, как говорит Сам Господь: Многие праведники и пророки желали видеть, что вы видите, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13:13).
Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV CAPUT IV Vers 5,6ИсточникПеревод
(Стих 24). Оправданы даром, по благодати Его. Они оправданы даром, потому что, ничего не делая и не воздавая, оправданы только верой, даром Божиим.
(Стих 27.) Где же твоя похвала? Она не допускается. Каким законом? Делами? Нет, но законом веры. Приведя доводы, он говорит тем, которые поступают под законом, что они без причины хвалятся, льстя себе законом и тем, что они семя Авраамово, видя, что человек оправдывается перед Богом не иначе, как верой.
Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV CAPUT III Vers 24,27ИсточникПеревод
Отсюда следует, что выше он восхвалял не их веру, но их готовность и обет относительно Христа; ибо, называя себя христианами, они поступали просто по Закону, как было им передано. Ибо милость Божия была дана для того, чтобы Закон прекратился, как я часто говорил; потому что Бог, советуясь с человеческой слабостью, постановил спасти человеческий род, добавив к естественному закону одну только веру.Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV CAPUT PRIMUM Vers 11ИсточникПеревод
То есть, утешаться вместе в вас тем, что взаимно, вашей и моей верой. Он говорит, что утешается ими, если они постигают духовные вещи; ибо хотя он и радуется их вере, однако скорбит о том, что они не приняли правой веры. У апостола было такое чувство, что он скорбел о недостатках других, как будто они были его собственными. И этим, говорит, будем утешаться одной и той же верой, чтобы и тогда было одно утешение, если они созданы из одной веры во Христа; чтобы управление духовной благодатью через евангелизацию Апостола произвело этот эффект.Commentaria in Epistolam ad Romanos Saeculo IV CAPUT PRIMUM. Vers 12ИсточникПеревод
около100 - 165 мученик Иустин Философ
Впрочем, если Он попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям, увлекаться удовольствиями и похотями, то не потому, чтобы Он увеселялся нашими грехами; Он только терпел это; и не благоволил о том неправедном времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы не достойны жизни, ныне удостоились ею по благости Божией, и показавши, что сами собою не можем войти в царствие Божие,29 получили эту возможность от силы Божией. Когда же исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за нее следует ожидать наказания и смерти, когда пришло время, в которое Бог по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей предположил явить наконец Свою благость и силу: тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши. Он предал Сына Своего в искупление за нас,30 Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши,31 как не Его праведность? Чрез кого мы, беззаконные и нечестивые, могли оправдаться, кроме Сына Божия? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! О неожиданное благодеяние! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников. Итак, обнаружив прежде бессилие нашего естества к получению жизни, a ныне явив нам Спасителя, могущего спасти и то, что не могло спастись, – тем и другим Бог хотел расположить нас к тому, чтобы мы веровали в его благость, почитали Его Питателем, Отцом, Учителем, Наставником, Врачом, Мудростью, Светом, Честью, Славою, Жизнью, не заботясь об одежде и пище.Послание к Диогнету Глава 9Источник
~122 - ~202 священномученик Ириней Лионский
Посему не иной был познаваемый и иной говоривший: «никто не знает Отца», но Один и Тот же, как Сам Отец все покорил Ему, и он всех получает свидетельство, что Он есть истинно человек и истинно Бог, от Отца, от Духа, от ангелов, от самого творения, от людей, от отпадших духов и демонов и от врага и после всего от самой смерти. Но Сын, все устроив для Отца, совершает от начала до конца, и без Него никто не может познать Бога. Ибо Сын есть познание Отца, а познание Сына есть в Отце и чрез Сына открыто, и посему Господь говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца (никто не знает) кроме Сына и кому, Сын откроет». Сказано «откроет» не относительно только будущего, как будто Слово тогда начало открывать Отца, когда родилось от Марии, но простирается вообще на все время. Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию, Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын96 и Один Дух и одно спасение всем верующим в Него.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 4. Глава 6. Раздел 7Источник
Он исполнил также бывшее Аврааму обетование, которым Бог обещал ему сделать его потомство, как звезды небесные. Ибо это совершил Христос, родившись от той Девы, которая имела свое происхождение от Авраама. И таким образом Он сделал верующих в Него светилами в мире (ср. Флп 2.15) и тою же верою вместе с Авраамом оправдал язычников. «Ибо Авраам веровал Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал 3.6; Быт 15.6). Точно так же и мы оправданы верой в Бога, «ибо праведный верою жив будет» (Гал 3.11; Авв 2.4). Таким образом, обетование Авраама осуществлено не посредством закона, но через веру (ср. Рим 4.13). Ибо Авраам оправдан верой, а для праведных нет закона (ср. 1Тим 1.9). Точно так же и мы оправдываемся не законом, а верой, которая засвидетельствована законом и пророками и которую предлагает нам Слово Божие.Доказательство апостольской проповеди Секция 35Источник
330 - 379 святитель Василий Великий
Ибо это – совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет «сущую от Бога правду в вере, яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых» (Флп. 3, 9–11).Беседы Беседа 20. О смиренномудрииИсточник
Апостол же выражается: «хваляйся, о Господе да хвалится», говоря, что Христос «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; да, якоже пишется, хваляйся о Господе да хвалится» (1Кор. 1, 30–31). Ибо это – совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет «сущую от Бога правду в вере, яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых» (Флп. 3, 9–11).Беседы Беседа 20. О смиренномудрии. Параграф 4Источник
~331/5 - ~394 святитель Григорий Нисский
«пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (κανόνι παντὸς δόγματος καὶ νόμῳ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний». В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτήριον ἀσφαλὲς τῆς ἀληθείας ἐπὶ παντὸς δόγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания, которое есть «закон (νόμος) для читающих его». Наш разум и рассуждение (ὁ λόγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (διὰ τῆς ἁγίας γραφῆς ὁδηγούμενος). В свою очередь, догматы, открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεῖν διὰ πίστεως), и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (ἡγεμόνα τοῦ βίου τὴν εὐσεβῆ πίστιν). По мнению свт. Григория Нисского, к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πίστεως μεσιτευούσης), которая соединяет исследующий разум (τὸν ἐπιζητοῦντα νοῦν) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (ὑπόστασις) не того, что познается, а того, на что надеются.Святитель Григорий Нисский: жизнь, труды, учение (Алексей Русланович Фокин) 3. Философия и богословие, разум и вераИсточник
Ибо на Себя восприяв скверну моих грехов, мне передал Свою чистоту и Своей красоты учинил меня причастною Тот, Кто сперва из ненавистной соделал меня достолюбезною и потом возлюбил. После сего убеждает отроковиц, чтобы и они соделались прекрасными, указывая им на свою красоту, подобно великому Павлу, который говорит: «будите якоже аз, зане и аз, якоже вы» (Гал. 4, 12), и: «подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор. 11, 1). Посему не попускает учащимся у ней душам, смотря на свою прошедшую жизнь, отчаиваться в возможности стать прекрасными, напротив того, советует, взирая на нее, из ее примера дознать, что настоящее, если оно неукоризненно, делается покровом прошедшего.Изъяснение Песни песней Соломона Беседа 2. Толкование на Песн. 1, 4–7Источник
339 - 397 святитель Амвросий Медиоланский
Видите таинства, видите благодать Христову, благодать Святого Духа, который подается как бы по некоему жребию, ибо не по делам, но по вере каждый оправдывается Господом. В самом деле как выпадение жребия зависит не от нашей власти, но от случая, так и благодать Господа ниспосылается не в качестве платы за заслугу, но как бы по произволу. Посему о разделении дарований (gratiarum), ниспосылаемых различными способами рабам Божиим, апостол и говорит: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя... коемуждо якоже хощет» (1Кор. 12:12). «Якоже хощет», говорит, а не как должно. Действительно, требующим более обильной платы за труд и жалующимся на то, что они получили равную (плату) с теми, которые пришли после, Господь говорит: «или глаз твой завистлив от того, что Я добр» (Матф. 20:15)?О девстве и браке Книга 7 Увещание к девству. Глава 7. Секция 43Источник
Однако закон принес мне пользу. Я начал признавать то, что отрицал, я начал познавать свой грех и перестал скрывать свою неправду, я начал порицать себя перед Господом за свою неправду, и Ты простил нечестие сердца моего (Пс.31:5). Но и то мне полезно, что мы не оправдываемся делами закона63. Следовательно, у меня нет повода хвалиться моими делами, нет повода превозноситься, а потому буду хвалиться Христом64. Не буду хвалиться, что я праведен, но похвалюсь, что я искуплен, буду хвалиться не тем, что свободен от грехов, но тем, что мне прощены грехи. Не буду хвалиться, что я кому-то сделал полезное или что кто-то сделал полезное мне, но тем, что Христос есть Ходатай65 за меня перед Отцом, что за меня пролита кровь Христова. Моя вина стала мне платой за искупление, ради которого Христос пришел ко мне. Из-за меня Христос вкусил смерть66. Вина оказалась плодоноснее, чем невинность. Невинность сделала меня надменным, вина сделала меня смиренным. Вот почему дарование закона стало тебе полезным.Об Иакове и блаженной жизни Книга 1 LIBER PRIMVS. Секция 21Источник
~347 - 407 святитель Иоанн Златоуст
Если же Он есть Бог всех, то о всех и промышляет; а если о всех промышляет, то всех равно спасает через веру.Беседы на Послание к Римлянам Беседа 7. Комм на Рим.3:29Источник
Вот и веру (Павел) назвал законом, охотно пользуясь для того прежними наименованиями, чтобы сгладить кажущееся нововведение. В чем же состоит закон веры? В спасении по благодати. Здесь (апостол) доказывает могущество Бога, потому что Он не только спас, но и оправдал и привел в похвалу, не имея для того нужды в наших делах, а требуя одной веры.Беседы на Послание к Римлянам Беседа 7. Комментарий на 3:27Источник
Не сказал он просто: я дал, но: «благовестих». Что же это значит? То, что (Христос) оправдал род наш, не за добрые дела, не за труды, не за удовлетворение (правосудию Божьему), но единой благодатью. Это-то объясняя, и Павел сказал: «ныне же кроме закона правда Божия явися» (Рим.3:21): правда же Божья (достигается) верой в Иисуса Христа, а не какими-либо трудами и усилиями.Против иудеев Беседа 7. Раздел 3Источник
Не оставляй без внимания, что апостол всегда указывает два условия: то, что требуется от Христа, и то, что требуется с нашей стороны. Но благодеяния Христовы разнообразны, многочисленны и превосходны, так как Он умер за нас, примирил нас, привел к Богу и даровал неизреченную благодать; а мы с своей стороны принесли одну только веру, – потому Павел и говорит:Беседы на Послание к Римлянам Беседа 9. Рим 5:2Источник
Что значит: «благовестих правду»? Не сказал он просто: я дал, но: «благовестих». Что же это значит? То, что (Христос) оправдал род наш, не за добрые дела, не за труды, не за удовлетворение (правосудию Божьему), но единой благодатью. Это-то объясняя, и Павел сказал: «ныне же кроме закона правда Божия явися» (Рим.3:21): правда же Божья (достигается) верой в Иисуса Христа, а не какими-либо трудами и усилиями.Против иудеев Слово 7. Параграф 3Источник
Вот почему блаженный Павел называет обрезание знамением, говоря: «И знамение дал обрезания, печать» (Рим.4:3). А что оно нисколько не служит к оправданию, доказательством тому вот и этот праведник (Ной), который достиг до такой (высокой) добродетели, когда еще не было установлено обрезание. И что говорю? Сам патриарх Авраам, еще до принятия обрезания, был оправдан одною верою. Еще до обрезания, говорит Писание, «верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» (Рим.4:3).Беседы на Книгу Бытия Беседа XXVII. Параграф 3.Источник
И этого нельзя сказать; напротив, за одно слово, за одну веру вошел он в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие. Что сказал разбойник? Что сделал? Постился? Плакал? Сокрушался? Каялся долгое время? Нисколько; он получил спасение на самом кресте, после (своих) слов. Вот, как скоро: с креста на небо, от осуждения к спасению! Какие же те слова? Почему они имеют такую силу, что принесли ему столько благ? "Помяни мя, – сказал, – во царствии Твоем» (Лк.23:42). Что это значит? Он просил о даровании благ, не показавши усердия на деле; а видевший его сердце внимал не словам, а расположению души.Восемь слов на Книгу Бытия Слово 7. Параграф 4Источник
Так как иудеи этим особенно увлекались, то он убеждает их не привязываться к закону, потому что без веры невозможно чрез него спастись. За это именно ратует (апостол), потому что казалось невероятным, чтобы человек, несмотря на то, что он всю предшествующую жизнь провел попусту и напрасно и истратил ее на злые дела, мог потом спастись чрез одну веру. Поэтому он и говорит: «верно слово». Впрочем, некоторые не только не верили, но и укоряли его, подобно тому, как и ныне делают язычники, говоря: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» (Рим.3:8).Толкование на 1-е послание к Тимофею Беседа 4. Секция 1Источник
В виду того, что иудеи постоянно ссылались на то, что патриарх и друг Божий первый принял обрезание, апостол и хочет доказать, что и он оправдался верою: это и составляет торжество его великой победы. Ведь нимало не странно оправдаться верою тому, кто не имеет дел, но украшенному заслугами сделаться праведным не вследствие их, а по вере – это было удивительно и особенно обнаруживало силу веры. Поэтому апостол, умолчав о всех остальных, обращается с речью к Аврааму. Он назвал его отцом по плоти, лишая иудеев истинного с ним родства и открывая путь к родству с ним язычникам. Потом говорит: «аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога».Беседы на Послание к Римлянам Беседа 8. Комментарий на 4:1-2Источник
Те (ревнители закона) говорили, что не сохраняющий закона проклят, он же (апостол) показывает, что сохраняющий закон проклят, а не сохраняющий – благословен. Те говорили также, что надеющийся только на веру – проклят, он же показывает, что надеющийся на одну только веру – благословен. Как же все это он доказывает? Мы возвестили вам не какую-нибудь обыкновенную вещь, а потому надлежит быть особенно внимательными к тому, что будет сказано далее. Апостол и выше уже показал это, сказав, что Писание предвозвестило патриарху: «В тебе благословятся все народы». А тогда закона еще не было, но была вера; поэтому он и вывел следующее заключение: «Итак верующие благословляются с верным Авраамом»Толкование на послание к Галатам Глава 3. Секция 3. Комментарий на 3:8Источник
Выслушайте это те, которые приходите к крещению при конце жизни. Мы молимся, чтобы вы после крещения имели и доброе жительство; а ты всячески стараешься, чтобы умереть, не имея добродетельной жизни. Положим, что ты и получишь оправдание, но одною верою; а мы просим, чтобы ты и делами заслужил дерзновение пред Богом.Толкование на 2-е послание к Коринфянам Беседа 2. Секция 6. Параграф 3Источник
Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: «благодатью вы спасены». Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас («через веру»). Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: «и сие не от вас». И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? «как веровать в Того , – сказано, – о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14)? Таким образом, и вера – не наше достояние: "Божий, – говорит, – дар не от дел» (Еф.2:8–9). Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, «чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.Беседы на послание к Ефесянам Беседа 4. Параграф 2Источник
О, какое великое человеколюбие! Что значит: «упразднив ...учением»? (Апостол) полагает большое различие между заповедью (εντολή), ученьми (δόγματα). Учением он называет здесь или веру, потому что мы спасаемся только Верой, или определения (Божьего), подобные тому, о которых Христос изрек: «Ибо истинно говорю вам»: не гневайтесь совершенно (Мф. 5:18, 22). Значит: если веруешь, что Бог воздвиг его из мертвых, – спасешься. И еще: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Рим. 10:8).Беседы на послание к Ефесянам Беседа 5. Раздел 2.Источник
Смотри, как везде он равняет язычни­ков (с иудеями). «И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:9). По вере одной, говорит, они получили тоже самое. Это служит к стыду иудеев, или лучше, может и их научить, что нужна одна вера, а не дела (закона) и не обрезание. Говоря это, (апостолы) желают не оправдать только язычников, но научить и иудеев – оставить закон. Впрочем они еще не выражают этого.Беседы на Деяния Апостольские Беседа 32. Секция 1. Параграф 2.Источник
~347 - 419/20 преподобный Иероним Блаженный Стридонский
Ибо всякия уста заграждаются и повинен весь мир Богу: яко от дел закона не оправдится всяка плоть пред ним (Рим. 3, 19). И нет никакого различия в лицах: вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его (там-же 23, 24). А если апостол пишет: мыслим верою оправдатися человеку без дел закона, понеже един Бог, иже оправдит обрезание от закона, и необрезание верою (там же 28, 30), то очевидно показывает, что праведность состоит не в заслуге человека, а в благодати Божией, Который без дел закона приемлет веру верующих.Разговор против пелагиан Книга 2. Параграф 7Источник
Стих 6: Так Авраам веровал Богу и [это] вменилось ему в праведность (Гал.3:6). – От этого места до слов: Те, которые от веры, благословятся с верным Авраамом (Гал.3:6–9), Маркион исключает из своего „Апостола“. Но к чему послужило то, что он это исключил, когда остальное, удержанное им, противоречит его бессмыслию? А Авраам веровал Богу, уходя из отечества своего в землю, которой не знал (Быт.12) (и далее), твёрдо веруя в то, что бесплодная девятидесятилетняя Capa родит дитя; и принося в жертву того самого Исаака, хотя слышал обетование Божие о том, что в Исааке назначается (vocaretur) потомство (semen) ему, но нисколько не сомневался в исполнении его. По справедливости, вера вменяется в праведность такому, который превзошёл дела, предписанные Законом, и приобрёл себе Бога [или: приобретёт себе Бога] не страхом пред Ним, но любовью к Нему.Три книги толкований на послание к Галатам Книга 1. Комментарий на 3:6Источник
354 - 430 блаженный Аврелий Августин
But to him that worketh, saith he, is the rewardnot reckoned of Grace, but of debt. If thou wouldest be analien unto Grace, boast of thy merits. Yet He seeth whatisin thee, and knoweth what He owetli to each. But to himthat worketh not—What ? Suppose here some ungodlysinner; see, he worketh not. What then? He believethon Him That justifieth the ungodly. But in that he doethnot good works, he is ungodly : though he seem to do goodworks, yet, because without faith, neither are they to be called good. But believing on Him That justifieth the ungodly, his faith is counted for righteousness. Even as David also describeth the blessedness of the man, unto whom God imputeth righteousness without works. But what righteousness ? That of faith, which good works have not preceded, but which good works do follow,
Но делающему, говорит он, вменяется не по благодати, но по долгу. Если ты хочешь быть чуждым благодати, хвались своими заслугами. Но Он видит, что в тебе, и знает, что должен каждому. А не делающему — что? Предположим здесь какого-нибудь нечестивого грешника; вот, он не делает. Что же? Он верует в Того, Кто оправдывает нечестивого. Но поскольку он не делает добрых дел, он нечестив: хотя он, по-видимому, делает добрые дела, однако, поскольку без веры, они не могут быть названы добрыми. Но верующий в Того, Кто оправдывает нечестивого, его вера вменяется в праведность. Так же как Давид описывает блаженство человека, которому Бог вменяет праведность без дел. Но какая праведность? Та, что от веры, которой добрые дела не предшествовали, но за которой добрые дела следуют,
Expositions of the Psalms 1-32 Exposition 2 of Psalm 31, §7 стр 286-287Источник
licel recte dici possit - ad solarm fidem pertinere Dei mandafa, si non mortua, sed viva illa inlelligatur fides, quae per dilectionem operatur; tamen poslea Joannes ipse aperuit quid diceret, cum ait : Hoc est mandatum ejus, ut credamus nomini Filii ejus Jesu Christi, et diligamns invicem(IJoan. m, 23).
Можно справедливо сказать, что заповеди Божии относятся только к вере, если не к мертвой, то к живой вере, действующей любовью; однако впоследствии Иоанн сам объяснил, что он имел в виду, когда сказал: Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга (Иоанна 15:23).
De Fide Et Operibus Caput XXIIИсточник
Теперь, должным образом рассмотрев и взвесив все эти обстоятельства и свидетельства, мы приходим к выводу, что человек оправдывается не заповедями святой жизни, а верой в Иисуса Христа, — одним словом, не законом дел, а законом веры; не буквой, но духом; не заслугами дел, но свободной благодатью.A Treatise on the spirit and the letter Chapter 22.--No Man Justified by Works. Секия 8.ИсточникПеревод
Мы говорим, говорит он, что святые Ветхого Завета , их праведность, совершенная здесь, перешла в вечную жизнь — то есть, что любовью к добродетели они отошли от всех грехов ; потому что те, о которых мы читаем, что они совершили какой-либо грех , тем не менее, мы знаем , что исправились. Какой бы добродетелью вы ни заявляли, что были одержимы древние праведники, ничто не спасло их, кроме веры в Посредника, который пролил Свою кровь для прощения их грехов . Ибо их собственное слово было: я уверовал и потому говорил. Поэтому и апостол Павел говорит: И мы, имея того же Духа веры , как написано, уверовал и потому говорил; и мы веруем и потому говорим. 2 Коринфянам 4:13 Что это за Дух, как не тот Дух, которого имели и эти праведники, которые говорили такие слова? Апостол Петр говорит также: Зачем вы хотите наложить на язычников иго , которого ни мы, ни отцы наши не могли понести? Но благодатью Господа Иисуса Христа веруем , что спасемся, как и они. Деяния 15:10-11 Вы, враги этой благодати , не хотите, чтобы древние были спасены той же благодатью Иисуса Христа ; но вы распределяете времена по Пелагию, в книгах которого это читается, и говорите, что прежде закона люди спасались природой, затем законом, наконец Христом, как будто для людей двух первых времен, то есть прежде закона и под законом, кровь Христа не была необходима; тем самым упраздняя сказанное: Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. 1 Тимофею 2:5Against Two Letters of the Pelagians Book I. Глава 39ИсточникПеревод
Он, возможно, скажет на это: Не за дела его, а вследствие веры я сказал, что апостол достоин всех этих великих милостей, дарованных ему. Его вера заслужила это отличие, но не его дела, которые прежде не были добрыми. Ну, тогда должны ли мы предположить, что вера не действует? Конечно, вера действует вполне реальным образом, ибо она действует любовью . Галатам 5:6 Однако проповедуйте сколько угодно дела неверующих людей, мы все равно знаем , насколько верно и непобедимо утверждение этого же апостола: Все , что не по вере , грех . Римлянам 14:23 Действительно, именно поэтому он так часто заявляет, что праведность вменяется нам не по делам нашим, а по вере , тогда как вера действует любовью , заключается в том, чтобы никто не думал, что он достигает самой веры через заслуги своих дел; ибо именно вера есть начало, из которого сначала исходят добрые дела; поскольку (как уже было сказано) все, что не от веры , есть грех . Соответственно, в Песне Песней сказано Церкви : Ты придешь и пройдешь от начала веры . Песнь Песней 4:8 Хотя, таким образом, вера обеспечивает благодать совершения добрых дел, мы, конечно, не заслуживаем никакой верой , чтобы у нас была сама вера ; но, в ее даровании нам, чтобы мы могли следовать Господу с ее помощью, Его милость предупредила нас. Мы ли сами дали ее нам? Мы сами сделали себя верными? Я должен здесь непременно сказать, решительно: Это Он сотворил нас, а не мы сами. И действительно, ничто иное, как это, не навязывается нам в учении апостола, когда он говорит: Ибо я возвещаю, по данной мне благодати , каждому из вас, не думать о себе более, нежели должно думать, но трезво рассуждать, в той мере веры , которую Бог уделил каждому . Римлянам 12:3 Откуда же возникает известный вызов: Что ты имеешь, чего бы не получил? 1 Коринфянам 4:7поскольку мы получили даже то, что является источником, из которого берет свое начало все хорошее, что есть в наших действиях.On the Proceedings of Pelagius Chapter 34ИсточникПеревод
376 - 444 святитель Кирилл Александрийский
Поистине Христос есть милость от Отца, потому что Он уничтожает грехи, прощает преступления, оправдывает верою, спасает погибших, избавляет от смерти и чего еще самого лучшего не подает нам? Итак лучше жертвы и всесожжений познание Бога, как бы совершаемое во Христе: ибо чрез Него и в Нем мы почтили Отца и получили оправдание верою.Толкование на пророка Осию Глава 6. Толкование стиха 6:5-6Источник
For we have been justified by faith and not out of the works of the Law, as it is written. On Whom then believing are we justified? is it not on Him who suffered death for us after the flesh ? is it not on One Lord Jesus Christ ? have we not on declaring His Death and confessing His Resurrection been redeemed ? If therefore we have believed on a man like us and not rather on God, the thing is man-worship, and confessedly nothing else : but if we believe that He That suffered in the flesh is God, Who hath been made also our High Priest, we have no ways erred, but acknowledge the Word out of God made Man : and thus is required of us faith God-ward, Who putteth out of condemnation and freeth from sin those that are taken thereby.

Ибо мы оправдались верой, а не делами закона, как написано. Итак, веруя, оправдываемся? Не в Того ли, Кто претерпел за нас смерть по плоти? Не в Единого ли Господа Иисуса Христа? Не искуплены ли мы исповеданием Его смерти и исповеданием Его воскресения? Итак, если мы уверовали в человека, подобного нам, а не в Бога, то это есть человекослужение и, по признанию, не что иное; но если мы веруем, что Тот, Кто пострадал во плоти, есть Бог, Который сделался и нашим Первосвященником, то мы ни в чем не ошибаемся, но признаем Слово из Бога, ставшего Человеком; и таким образом от нас требуется вера в Бога, Который избавляет от осуждения и освобождает от греха тех, кто уличен в них.
FIVE TOMES AGAINST NESTORIUS. OXFORD, JAMES PARKER AND CO., AND RIVINGTONS, LONDON, OXFORD, AND CAMBRIDGE. 1881. Страница 97 (В переводе 2 секция 6 абзац)ИсточникПереводСкан страницы
~393 - ~457 Феодорит Кирский
«Благодатию бо есте спасени чрез веру». Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо и это присовокупил Апостол. «И сие не от вас, Божий дар»: «не от дел, да никтоже похвалится». Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили, и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни, но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов.Толкование на послание к Ефесянам Глава 2. Комментарии на 2:8-9Источник
Повторено сказанное прежде, чтобы восполнить недостающее. Поскольку Апостол сказал: Правда Божия явися, а потом внес в речь нечто иное, то, по необходимости повторив слово сие, указывает пользующихся сею правдою по вере во Владыку Христа, хотя иудеи или эллины будут пожелавшими улучить ее. Ибо, сказав: во всех, разумеет иудеев, а сказав: на всех – веровавших из других народов, и продолжает, излагая сие яснее.

несть бо разнствия,

Рим.3:23. вси бо согрешиша, и лишены суть славы Божия,

Вкратце показал, что все повинны и имеют нужду в благодати.

Рим.3:24. оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе,

Ибо, принеся одну веру, получили мы оставление грехов, потому что Владыка Христос, как бы некий выкуп, принес за нас собственное Свое тело.

Рим.3:25. Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его,

Очистилищем служила золотая дщица, возлежала же она на кивоте, с обеих сторон имела изображения Херувимов; на нем служащему архиерею делалось явным Божие благоволение. Посему божественный Апостол учит, что Владыка Христос есть истинное очистилище. Ибо оное древнее было прообразом сего истинного. Имя же сие приличествует Ему как человеку, а не как Богу. Ибо как Бог дает Он ответы чрез очистилище, а как человек приемлет и сие наименование, как и другие, как-то: овча, агнец, грех, клятва и тому подобное. Но древнее очистилище было и бескровно, как неодушевленное, принимало же на себя капли крови жертвенных животных, а Владыка Христос есть и Бог и очистилище, и Архиерей и агнец и собственною Своею кровию приобрел наше спасение, востребовав от нас одной веры.
Толкование на послание к Римлянам Отделение второе. Комментарий на 3:22 и нижеИсточник
Но божественный Апостол яснее излагает нам сие впоследствии, а мы продолжим истолкование каждой части. Посему, сказав, что иудеям и эллинам даруется спасение, если сами того хотят, подкрепил слово сие свидетельством Писания и говорит: Якоже есть писано, праведный же от веры жив будет (Авв. 2, 4). Привел же слова сии ради иудеев, их научая не законного держаться постановления, но следовать своим пророкам, потому что они издревле предвещали спасение посредством веры. Посему здесь, отложив до времени обвинять снова иудеев, обвиняет всех прочих людей, что небоязненно преступили они закон, положенный Создателем в самом естестве.Толкование на послание к Римлянам Отделение первое. На рим 1:17Источник
О себе же знаю, что я – жалок, и даже весьма жалок по причине многих моих прегрешений, но и за одну лишь веру надеюсь получить некоторое снисхождение в день Божественного пришествия; ибо я желаю и молюсь о том, чтобы мог следовать по стопам святых отцов, и стараюсь сохранить неповрежденным евангельское учение, которое в существенных чертах передали нам собравшиеся в Вифинийской Никее святейшие отцы.Письма Письмо 83. Феодорита, епископа Кирского, Диоскору Александрийскому.Источник
672 - 735 святой Беда Достопочтенный
Апостол Павел, проповедующий оправдание человека [одной лишь] верой, без дел, был неверно понят. Некоторые восприняли сказанное [Павлом] таким образом, что считали, будто они, однажды уверовав во Христа, спасены через веру, даже если [при этом] совершают зло, и живут порочно и нечестиво. Поэтому апостол Иаков объясняет мнение апостола Павла и показывает, как следует понимать это место в его Послании. В качестве примера тщетности веры без добрых дел он приводит прежде всего Авраама, потому что именно пример Авраама использовал Павел, чтобы доказать возможность оправдания человека без дел. Упоминая о добрых делах Авраама, которые сопутствовали его вере, апостол Иаков достаточно [ясно] показывает, что апостол Павел учит об оправдании человека [одной лишь] верой, без дел, не с той целью, чтобы уверовавший не делал добра, но скорее для того, чтобы никто не считал, что оправдание, которое зависит от веры, даровано ему заслуженно, за прежние добрые дела. Иудеи желали, чтобы за это их ставили выше верующих во Христа язычников, говоря, что они заслуженно, за добрые дела под законом, получили евангельскую благодать. Из-за этого многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что необрезанным язычникам подавалась благодать Христова. Поэтому апостол Павел говорит, что человек может быть оправдан через веру, без дел, имея в виду предшествующие [вере дела]. Но разве может [человек] быть оправдан через веру, не поступая праведно?Толкование на Послание Святого Апостола Иакова Глава 2. Комментарий на 2:20Источник
н.д. - 107/112 священномученик Игнатий Антиохийский Богоносец
Я слышал от некоторых слова: «если не найду в древних писаниях; то не верю написанному в евангелии»; а когда я говорил им, что написано, то отвечали мне: надо доказать. Но для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве.Послание к филадельфийцам Глава 8Источник

Огромное спасибо:
Телеграмм канал "Православным о Христе"