Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою Духа Святого пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере» (Ис. 60, 17).1 послания к коринфянам Глава XLII. Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостоламиИсточник И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви63, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары64 будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого.1 послания к коринфянам Глава XLIV. Апостольское распоряжение, чтобы не было распри о священстве. Вы несправедливо лишили должности людей законно избранных и честно избранныхИсточник Таковых пресвитеров питает Церковь; о них и пророк говорит: «и дам Я правителей твоих в мире и епископов твоих в правде» (Ис.60:17). О них и Господь сказал: «кто же будет верный слуга добрый и благоразумный, Которого господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим так» (Мф.24:45–46). Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: «Бог (иных) поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение. Ибо они сохраняют нашу веру в Единого Бога, все сотворившего, и причащают любовь к Сыну Божию, ради нас исполнившему столь великие распоряжения, и безопасно излагают нам Писания, не хуля Бога, не бесчестя патриархов, не уничижая пророков.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 4. Глава 26. Секция 5Источник Таким же образом пресвитер, ученик апостольский, говорил относительно двух заветов, доказывая, что оба они от Одного и Того же Бога. Ибо нет другого Бога, кроме сотворившего и создавшего нас, и не основательно учение тех, которые говорят, что этот мир, окружающий нас, сотворен или ангелами, или другою какою-либо силою, или иным Богом. Ибо, если кто раз отвратится от Творца всего и допустит, что окружающее нас творение создано кем-либо другим или посредством другого, то необходимо впадет в великую нелепость и многие противоречия, для которых он не даст оснований ни вероятных, ни истинных. И поэтому вводители других учений скрывают от нас свои мысли о Боге, зная несостоятельность и нелепость своего учения и опасаясь быть побежденными и подвергнуть опасности свое спасение. Но если кто верует в Единого Бога, Который все сотворил Словом, как и Моисей говорит: «Господь сказал: да будет свет, и произошел свет» (Быт.1:3), и как читаем в Евангелии: «все чрез Него произошло и без Него ничего не произошло» (Ин.1:3), и Апостол Павел подобным образом (говорит): «Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец, Который выше всех, через все и во всех нас» (Еф.4:5–6), – тот, во-первых, будет «держаться Главы, от Которой все тело составляется и совокупляется и посредством всякой связи по мере служения каждой части получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.6:16). И потом всякое слово у него будет основательно, если он будет и внимательно читать Писания с пресвитерами Церкви, у которых есть апостольское учение, как я показал.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 4. Глава 32. Секция 1Источник Об устроении нашего спасения мы узнали не чрез кого другого, а чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же, по воле Божией, предали нам в Писаниях, как будущее основание и столп нашей Веры. Неприлично же утверждать, что они проповедовали прежде, чем получили «совершенное знание», как осмеливаются некоторые говорить, выдавая самих себя за исправителей апостолов.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 3 Глава 1 Секция 1Источник Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду (Лев.10:1–2). Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землею. как приверженцы Корея, Дафана и Авирона (Чис.16:33). Но разсекающие и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам (3Цар.14:10 и сл.).Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 4. Глава 26. Секция 2Источник Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими; впрочем он не один, но многие ещё оставались тогда, которые получили наставление от апостолов. При этом Клименте, когда произошло немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь римская написала к коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру, и возвещая недавно принятое от апостолов предание10, которое проповедует Единого Бога всемогущего, Творца неба и земли. Создателя человека, наведшего потоп и призвавшего Авраама, изведшего народ из земли Египетской, говорившего с Моисеем, положившего закон, и пославшего пророков, и приготовившего огонь для диавола и его ангелов. Из этого писания желающие могут узнать, что Он, Отец Господа нашего Иисуса Христа, проповедуется церквами, и также уразуметь апостольское предание Церкви, так как послание гораздо древнее тех людей, которые ныне преподают ложное учение и выдумывают иного Бога, выше Творца и Создателя всего существующего. Этому Клименту11 преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 3. Глава 3. Секция 3.Источник Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят. Ибо, если бы апостолы знали сокровенные таинства, которые они сообщали совершенным отдельно и тайно от прочих, то предали бы их в особенности тем, кому поручали самые церкви. Ибо они хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставляли своими преемниками и кому передавали свое место учительства, так как от их правильного действования должна происходить великая польза, а от падения их – величайшее несчастие.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 3. Глава 3. Секция 1.Источник 1. Когда обличают (еретиков) из Писаний, то они обращаются к обвинению самых Писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению, и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо (говорят) истина предана не чрез письмена, но живым голосом, и потому будто Павел сказал: «мы говорим премудрость между совершенными, премудрость же не мира сего» (1Кор. 11, 6). И этою премудростью каждый из них называет изобретенный им самим вымысел, так что, по их понятию, истина находится то в Валентине, то в Маркионе, то в Керинфе, а потом в Василиде, или в каком другом противоречащем им (учителе), который не мог ничего сказать, относящегося ко спасению. Ибо каждый из них, будучи совершенно превратного направления, не стыдится, искажая учение истины, проповедовать себя самого.
2. Когда же мы отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину. Ибо (говорят) апостолы к словам Спасителя примешали нечто от закона, и не только апостолы, но и Сам Господь говорил то от Димиурга; то от средины, а иногда от высоты (Плиромы), они же несомненно, неповрежденно и чисто знают сокровенное таинство: бесстыднейшее богохульство против Творца! Итак, выходит, что они не согласны ни с Писаниями, ни с преданием.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) Книга 3 Глава 2 Секция 1-2Источник Однако несложно показать, что их мирские сообщества возникли позже кафолической Церкви. (4) Проповедь Спасителя по пришествии его на землю началась при Августе и завершилась приблизительно в середине царствования Тиберия. Проповедь апостолов, включая сюда и служение Павла, закончилась при Нероне. Первые же ересиархи появились позднее, приблизительно во времена императора Адриана. Возникновение новых ересей продолжалось до царствования Антонина Старшего. Тогда же жил, к примеру, и Василид, хотя сам он и его последователи кичливо утверждают, что он был учеником Главкия, переводчика Петра. Говорят также, что наставником Валентина был некий Февда (Θευδα), ученик Павла. (107, 1) Маркион, живший почти в то же время, был уже стар, по сравнению с остальными, более молодыми. И один только Симон мог в течение некоторого времени слушать Петра. (2) Все это наглядно доказывает, что секты образовались через отделение от древней и истинной Церкви уже позже, а некоторые, в свою очередь, отделились от них, заклеймив себя позором отступничества. (3) Из сказанного, я полагаю, ясно следует, что есть только одна истинная Церковь – та, которой старшинство принадлежит по праву. Именно к ней принадлежат, Божией волей, все праведные. (4) Есть один только Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и заслуживает всяческого уважения все то, что проявляет себя как единство, имитируя тем самым единство этого первоначала. В соответствии с природой этого Единого, Церковь по самому существу своему должна быть едина, и разделение ее на множество церквей, к которому стремятся еретики, есть насилие над ней. (5) Мы утверждаем, что по сущности своей, по замыслу, по происхождению и по превосходству первоначальная и кафолическая церковь едина, которая по воле единого Бога, через единого Господа объединяет всех, готовых принять «единство веры», одной веры, утвержденной на особых заветах, а точнее, на одном завете для всех времен. Предопределил же к этому Бог тех, о ком от начала мира знал, что они будут праведны. (6) Это превосходство церкви, основанное на едином первоначале, которое, в силу своей единственности, превосходит все остальное и не может сравниться ни с чем иным, есть предмет особый, о котором речь пойдет отдельно.Строматы Книга 7. Глава 17. Секции 106.3-106.6Источник Впрочем, если какие-нибудь [ереси] осмелятся отнести себя ко времени апостольскому, дабы выдать себя тем самым за апостольское предание (поскольку они существовали при апостолах), то мы можем ответить: но тогда пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская – называет таковым Климента, назначенного Петром44. Таким же образом и прочие церкви показывают, в каких мужах, поставленных апостолами во епископы, имеют они отростки семени апостольского. Путь и еретики измыслят что-нибудь подобное. Что им осталось еще недозволенного после их богохульства? Впрочем, если даже они измыслили, то нимало не продвинутся, ибо учение их, будучи сопоставлено с апостольским, самим различием и противоположностью своей покажет, что создано оно вовсе не апостолом или мужем апостольским. Ведь как апостолы не учили ничему несогласному, так и мужи апостольские не провозглашали ничего противного апостолам, – ибо те, которые научились от апостолов, не могли проповедовать иначе. По такому же образцу будут судить и о тех церквях, которые хоть и не выставляют своим основателем никого из апостолов или мужей апостольских (ибо возникли много позже и постоянно возникают и сейчас), но единодушны в одной вере и потому считаются не менее апостольскими вследствие единокровности учения (pro consanguinitate doctrinae). Итак, пусть все ереси, призванные нашими церквами к ответу, покажут любым из двух способов, что считают себя апостольскими. Но они не таковы, и не смогут ни доказать, что они таковы, ни получить мир и общение от церквей апостольских (по той или иной причине); то есть они никак не суть апостольские именно вследствие различности их учения и веры.О прескрипции [против] еретиков Глава 32.Источник К тому, возлюбленнейший брат, по общему согласию и власти, мы прибавляем и присовокупляем, что пресвитеров и диаконов, которые или, быв рукоположены сначала в кафолической Церкви, в последствии времени сделались изменниками и возмутителями против Церкви, или же у еретиков лжеепископами и антихристами, вопреки распоряжению Христову, нечестивым рукоположением поставлены, и наперекор единому и Божественному алтарю старались приносить на стороне ложные и святотатственные жертвы, – что и их, когда обращаются, надобно принимать под тем условием, чтобы они допускались к общению как простые миряне. Довольно с них и того, что, бывши врагами мира, они приемлют мир; но никак не следует оставлять при них, по возвращении к нам, те оружия рукоположения и чести, коими они против нас воевали. Ибо священники и служители, предстоящие алтарю и священнодействиям, должны быть чисты и непорочны, как говорит Господь Бог в книге Левит: «Человек... аще коему будет на нем порок, да не приступит приноситu дары Бога своего» (Лев. 21, 17). То же самое заповедует и внушает Он и в книге Исхода словами: «жерцы же приступающии ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубит от них Господь» (Исх. 19, 22). И еще: «егда приходят служити к жертвеннику святыни и да не наведут на ся греха, да не умрут» (Исх. 28, 43). А какой же грех может быть тягче или какой порок безобразнее того, как противостать Христу, как разорять Его Церковь, которую Он стяжал и создал Своею Кровию, как, забывши евангельский мир и любовь, с яростию вражескою несогласия восставать против единодушного и согласного народа Божия?Письма Письмо к папе Стефану о собореИсточник Итак, возлюб. брат, если есть еще в нас страх Божий, если еще есть прежняя сила в вере нашей, если мы храним заповеди Христовы и защищаем нетленную и ненарушимую святость Его невесты, если в сердцах и чувствах наших еще живут слова Господа: Обаче Сын Человеческий, пришед, убо обрящет ли веру на земле? (Лк. 18, 8), то как верные воины Божий, с искреннею верою и благочестием сражающиеся за Бога, постараемся охранить мужеством своим вверенный нам свыше стан. Незаметно утвердившийся обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины. Ибо обычай без истины есть только старое заблуждение, да последуем истине, зная, что и, по словам Ездры, истина всегда побеждает: «Истина же пребывает и возмогает во век, и оживет и обладаетет во век века. И несть у нея приятия лица, ниже различия, но правая творит … и несть в суд ея ничтоже неправедно: и сия крепость и царство и власть и величесство всех веков. – Благословен Бог истины« (2Езд. 4, 38–40). На сию-то истину указывая, Христос говорит в Своем Евангелии: Я есмь путь и истина (Ин. 14, 6). Посему если мы во Христе и Христос в нас, если пребываем в истине и истина в нас пребывает, то будем держаться только того, что истинно и справедливо.Письма Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиковИсточник Поэтому нам, повергнутым уже долу, воздвигнут рог спасения, благовременно ниспослан краеугольный камень, связующий нас с самим собой и друг с другом, или огонь, очищающий гнилое и вредное вещество, или лопата земледельца, отделяющая в учении легкое от полновесного, или меч, отсекающий корни злобы. И Слово находит своего поборника, и Дух приобретает мужа, который за Него будет дышать ревностью. Так и для таких причин, по приговору всего народа, не в подражание худому образцу, превозмогшему впоследствии, не с помощью убийств и насилий, но апостольски и духовно, возводится он на престол Марка124 преемником его должности, а не менее и благочестия; ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем. А в этом собственно и надобно поставлять преемственность; ибо единомыслие делает и единопрестольными, разномыслие же разнопрестольными. И одна преемственность бывает только по имени, а другая в самой вещи. Ибо тот истинный преемник, кто не употребил, а разве потерпел принуждение, кто возведен, не преступив закон, но по закону, кто не противного держится учения, но ту же содержит веру; если только называешь преемником не в том смысле, в каком болезнь преемствует здравию, мрак – свету, буря – тишине, исступление – здравомыслию.Слова Слово 21 Похвальное Афанасию Великому, архиепископу АлександрийскомуИсточник Так он возводится, так и распоряжается властью. Не следует обычаю вступить на престол и тотчас предаться своеволию от пресыщения, подобно тем, которые сверх чаяния захватывают какую-либо власть или наследство. Это свойственно священникам чуждым, незаконным и недостойным сана, которые, приступая к священству, ничего не привносят с собой, нимало не потрудившись для добродетели, оказываются вместе и учениками и учителями благочестия, и когда сами еще не очистились, начинают очищать других. Вчера святотатцы, а ныне священники, вчера не смевшие приступить к святыне, а ныне тайноводители, устаревшие в пороках и новоявленные в благочестии, произведение человеческой милости, а не дело благодати Духа, – они весь путь свой ознаменовали насилием, и, наконец, гнетут само благочестие; не нравы дают им степень, а степень – нравы (так много превратился порядок!); им больше надобно приносить жертвы за себя, нежели «за грехи неведения народа» (Евр.9:7); они непременно грешат в одном из двух: или, имея нужду в снисхождении, чрезмерно снисходительны, так что не пресекают порок, а учат пороку; или строгостью власти прикрывают собственные дела свои.Слова Слово 21 Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому. Секция 9Источник You must first of all make careful enquiry as to whether a church is of the true Faith. If Christ dwells in it, you need have no hesitation in choosing it. But if the congregation there are of bad faith, or if an heretical teacher disfigures the place, you must not have communion with these heretics, and should shun their gatherings. You must shake the dust from your feet. Otherwise the dry and sterile dust of their unbelief would - like an arid and sandy desert - soil the steps of your spirit.
The Gospel preacher must take on himself the physical infirmities of the faithful; he should carry off and get rid of their foolish behaviour, as though shaking dust from his feet for it is written: "Who is weak and I am not -weak?" (2 Co 11:29). If this is so, then he must also abandon every church that rejects the Faith and does not possess the foundations of the apostolic preaching, for fear of being spattered and stained by an erroneous faith. The apostle says this quite plainly: "After a single warning, avoid the heretic" (Ti 3:10).
Прежде всего, вы должны тщательно исследовать, является ли церковь истинной Веры. Если в ней обитает Христос, вы не должны колебаться в выборе ее. Но если тамошние прихожане неверны или если еретический учитель оскверняет место, вы не должны иметь общения с этими еретиками и должны избегать их собраний. Вы должны отряхнуть прах со своих ног. В противном случае сухая и бесплодная пыль их неверия — как безводная и песчаная пустыня — осквернит шаги вашего духа. Проповедник Евангелия должен взять на себя физические немощи верующих; он должен унести и избавиться от их глупого поведения, как будто отряхивая прах со своих ног, ибо написано: «Кто немощен, и я не немощен?» (2 Кор. 11:29). Если это так, то он должен также оставить всякую церковь, которая отвергает Веру и не имеет основ апостольской проповеди, из страха быть запятнанным и запятнанным ошибочной верой. Апостол говорит об этом совершенно ясно: «После одного вразумления отвращайся еретика» (Тим. 3:10).Exposition of the Holy Gospel according to Saint Luke (Translated by İde M. Ni Riain M.A., B.Phil (Saint Andrews)) Book 6. Раздел 68.Источник Опять увещание и после увещания молитва. Сказав: остерегайтесь вводящих разделения и не слушайтесь их, (апостол) присовокупил: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими», и: «Благодать Господа... с вами» (Рим. 16:20). Заметь же, как снисходительно он увещевает, делая это не как советник, но как слуга и даже с большим к ним уважением. (Апостол) называет их братьями и просит, говоря: «Умоляю вас, братья». Потом предостерегает их, обнаруживая козни вредных людей. Но так как эти люди не действовали явно, то (апостол) говорит: «Умоляю вас... остерегайтесь», то есть, тщательно исследуйте, узнавайте, испытывайте. Кого же именно остерегаться? «Производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились», потому что разделение всего более подрывает церковь, это – дьявольское оружие, им все ниспровергается. Пока единение соблюдается в теле (церкви), до тех пор дьявол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? От учений, противных учению (апостолов). Откуда же такие учения? От служения чреву и прочим страстям. «Такие люди, – говорит (апостол), – служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву» Таким образом, не было бы ни соблазнов, ни разделения, если бы не было выдумано учение, противное учению апостольскому; указывая на это, (апостол) и говорит здесь: «вопреки учению». Он не сказал: которому мы научили, но: «которому вы научились», чем предупреждает их и показывает, что они совершенно убеждены, услышали и приняли учение. Что же нам делать с этими зловредными людьми? (Апостол) не сказал: идите против них и бейте, но: «уклоняйтесь от них». Если бы они делали это по незнанию или по заблуждению, то их следовало бы исправить, но так как они с сознанием грешат, то удаляйтесь от них прочь.Беседы на Послание к Римлянам Беседа 32. Комментарий на Рим. 16:17-18.Источник To avoid any misunderstanding about this liberty to praise the Lord, mark that the prophet says: 'Who stand in the house of the Lord,' 'in order that,' as the Apostle says, 'until I come thou mayest know how to conduct thyself in the house of God, which is the Church.' The Church does not consist in walls, but in the truths of her teachings. The Church is there where there is true faith. As a matter of fact, fifteen and twenty years ago, all the church buildings belonged to heretics, for heretics twenty years ago were in possession of them; but the true Church was there where the true faith was. You bless the Lord, therefore, who are
the servants of the Lord. 'Unseemly is praise on a sinner's lipS! Praise the Lord, you that are servants of the Lord, you that are both serving and standing. 'Who stand': 'He set my feet upon a crag,' says David; and to Moses the Lord says: 'Then you stand here near me.' 'God arises in the divine assembly'; you stand, therefore, not anywhere, but in the house of God. 'In the courts of the house of our God.'
Чтобы избежать любого недопонимания относительно этой свободы хвалить Господа, заметьте, что пророк говорит: «стоя в доме Господнем», «дабы», как говорит Апостол, «доколе не приду, ты знал, как поступать в доме Божием, который есть Церковь». Церковь состоит не из стен, а из истин ее учения. Церковь там, где есть истинная вера. Фактически, пятнадцать и двадцать лет назад все церковные здания принадлежали еретикам, ибо еретики двадцать лет назад владели ими; но истинная Церковь была там, где была истинная вера. Поэтому вы благословляйте Господа, кто есть слуги Господа. «Неприлична хвала в устах грешника!» Хвалите Господа, вы, слуги Господа, вы, которые и служите, и стоите. «Стоящие»: «Он поставил ноги мои на скале», говорит Давид; и Моисею Господь говорит: «Тогда ты стань здесь, возле меня». «Бог восстает в божественном собрании»; ты стоишь, следовательно, не где-нибудь, но в доме Божием. «Во дворах дома Бога нашего».The Homilies of St. Jerome: Volume 1, On the Psalms Homily 46, The Fathers of the Church, Volume 48, p. 344Источник Но злодеяния долго не таятся и худо перевязанная рана раскрывается сама собою. Валент, Урзаций и прочие сообщники их непотребства (достойные т.е. священники Христовы) стали вслед за тем хвастаться своею победою, утверждая, что они не отрицали, что Сын есть творение, а отрицали, что он подобен другим тварям. Уничтожением-де слова usia провозглашено осуждение никейской вере. Весь мир был глубоко огорчен, и изумился, увидев себя арианским. Вследствие этого, одни остались в общении только со своею паствою, другие стали вести переписку с теми исповедниками, которые были сосланы в ссылку по делу Афанасия; некоторые с отчаянием оплакивали, начавшийся было, лучший союз. А немногие, как это уже свойственно людям, защищали заблуждение с умыслом.Разговор против люцифериан Источник All such things then removed, let them demonstrate their Church, if they can, not in the speeches and murmurs of African, not in the councils of their bishops, not in the epistles of whatever debates, not in false signs and prodigies, since we are prepared and cautioned against them by the word of the Lord, but in the precept of the law, in the predictions of the prophets, in the songs of the psalms, in the utterances of the one shepherd himself, in the preaching of the evangelists, that is in all the canonical authority of the holy books, and not such that they might gather and cite things that are spoken obscurely or ambiguously or metaphorically which anyone might interpret according to his own opinion as he wishes. Such things cannot be properly understood and explained unless first those things that are said most openly are held with a strong faith.
Все это затем, устранив, пусть они покажут свою Церковь, если могут, не в речах и ропоте африканских, не в соборах своих епископов, не в посланиях каких-либо споров, не в ложных знамениях и чудесах, поскольку мы подготовлены и предостережены от них словом Господним, но в предписании закона, в предсказаниях пророков, в песнях псалмов, в изречениях самого пастыря, в проповеди евангелистов, то есть во всем каноническом авторитете священных книг, а не так, чтобы они могли собирать и цитировать то, что сказано неясно, двусмысленно или метафорически, которые каждый мог бы толковать по своему собственному мнению, как он хочет. Такие вещи не могут быть правильно поняты и объяснены, если сначала не будут приняты с крепкой верой те вещи, которые говорятся наиболее открыто.De Unitate Ecclesiae (On the Unity of the Church) XVIII, 47.Источник 13. Как уже было сказано, святые апостолы по преемству передавали эту власть тем, кто принимал их престолы, так как никто из остальных не смел даже подумать что-либо такое. Таким образом ученики Господа строго сохраняли [за собой] право этой власти. Но, как мы сказали, по прошествии времени достойные растворились среди недостойных, смешались с ними – и скрылись под большинством, один у другого оспаривая первенство и притворяясь добродетельными ради председательского [места]. Ибо с тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них – хранить православие. Но думаю, что и это они не [соблюдают]; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Но такого и такового современные патриархи и митрополиты или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного, требуя с него только одного – письменно изложить Символ веры, и тем одним довольствуются, что он – ни добра не ревнитель, ни со злом не борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и является причиной великого беспорядка. От этого и священники испортились и стали, как народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них не является солью (Мф. 5:13), чтобы посредством обличений связывать и хоть как-то сдерживать нравственный распад, но, напротив, сознавая и скрывая страсти друг друга, они сделались хуже народа, а народ хуже их. Некоторые же из народа оказались даже лучше священников, являясь словно бы углями на фоне беспросветного мрака последних. Ибо если бы священники, по слову Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43), не были бы заметны раскаленные угли, но казались бы почерневшими в сравнении с более ярким светом. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов, и благодаря знамениям и чудесам стало очевидно, что делами [своими] они вступили на [путь] жизни апостольской, то и здесь, опять же, диавол сделал свойственное ему. Ибо, видя их, что они, как некие новые ученики Христа, снова явились в мире и просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их среду] и смешал с ними лжебратьев и свои собственные орудия; и, мало помалу умножившись, они, как видишь, стали негодными и сделались весьма не монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам, –
14. просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это – не многим из них, – чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, – а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.Послание об исповеди Раздел 13-14ИсточникНеудобный вопрос -Пастырь
Деревья на десятой горе, которые служат кровом для скота, означают епископов и верующих страннолюбцев, которые всегда непритворно и радушно принимали в домах своих рабов Божиих; епископов, которые беспрестанно покровительствовали бедным и вдовствующим и жили всегда непорочно. Таким людям покровительствует сам Господь: они почтенны у Бога, и им место среди ангелов, если пребудут до конца в служении Господу.Пастырь Подобие 9. Секция 26Источник -Пастырь
Выслушай теперь и о камнях, на которых возведено здание. Камни квадратные и белые, хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями, это суть апостолы, епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, надзирали и свято и непорочно служили избранникам Божиим, – как почившие, так и живущие еще доселе, – которые всегда пребывали в мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни хорошо примыкают один к другому. А камни, извлекаемые из глубины и закладываемые в здание и соприкасающиеся с прочими камнями, вошедшими в здание, это суть те, которые уже умерли и пострадали за имя Господа.Пастырь Видение 3. Секция 5Источник -Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов
Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов Глава 15. Поместные служители. Секция 1Источник