«Мелитон брату Онисиму привет. Поскольку ты часто просил, по усердию к учению (τὸν λόγον), сделать тебе выборки из Закона и Пророков о Спасителе и всей нашей вере, а кроме того хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и их порядок, я постарался выполнить это, зная твое усердие к вере и любознательность к учению и что ты, по любви к Богу, паче всех предпочитаешь это, подвизаясь в вечном спасении . Итак, отправившись на Восток и дойдя до того места, где было проповедано и исполнено [Писание], я в точности узнал о ветхозаветных книгах и установил посланный тебе список. Вот их названия: Моисеевых пять – Бытие, Исход, Числа, Левит , Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, Царств четыре, Паралипоменон две, [книга] Псалмов Давида, Притчи Соломоновы (она же Премудрость), Екклезиаст, Песнь песней, Иов; пророков Исайи, Иеремии, Двенадцати в одной книге, Даниила, Иезекииля, Ездры. Из них я и сделал выборки, разделив [их] на шесть книг»Фрагменты Φρ. A3 (= fr. 3 Hall)Источник Я уверен, что вы хорошо изучили священное Писание и нет в нем ничего для вас неизвестного: а я не достиг этого. Но знаю, что в Писании сказано: «гневайтеся, и не согрешайте» (Пс.4:5), и – «да не зайдет солнце в гневе вашем» (Еф.4:26). Блажен, кто помнит это, – что, я уверен, и делаете вы. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам Вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии; и да даст вам жребий и часть среди Своих святых, и нам с вами и всем, которые живут под небом и имеют уверовать в Господа нашего Иисуса Христа и Его Отца, воскресившего Его из мертвых.Послание к Филиппийцам Глава 12Источник «Вот эти двадцать две книги: Бытие по-нашему, а у евреев по первому слову этой книги – «Береигит», что значит «в начале»; Исход – «Вэле шемот», то есть «эти имена»; Левит – «Ваикра», то есть «и Я воззвал»; Числа – «Гаммисфекодим»; Второзаконие – «Элле гаддебарим», то есть «эти слова»; Книга Иисуса Навина – «Иозуе бен нун»; Судьи, Руфь – у них это одна книга: «Шофетим»; Первая и Вторая книги Царств, соединенные у них в одну – «Шемуэл», то есть «призванный Богом»; Третья и Четвертая книги Царств – в одной: «Ваммелех Давид», то есть «царствование Давида»; Первая и Вторая книги Паралипоменон, соединенные вместе – «Дибре гайомим», то есть «слова дней»; Первая и Вторая книги Ездры в одной – «Эзра», то есть «помощник»; Книга псалмов «Сефертегиллим»; Притчи Соломона – «Мишлот»; Екклезиаст – «Когелет»; Песнь песней (а не Песни песней, как думают иные) – «Шир гашширим»; книги: Исаии – «Ешая», Иеремия с Плачем и Посланием в одной книге – «Ирмиаг»; книги: Даниила – «Даниэль»; Иезекииля – «Ехезкель», Иова – «Иоб», Есфирь – «Эстер». Есть еще книги Маккавеев – «Шарбет шарбане».Церковная история (Евсевий Кесарийский) Глава 25Источник Итак, книги Ветхого Завета существуют в количестве двадцати двух; ибо, как я слышал, столько же употребляется и букв у Евреев; и каждая из них (священных книг) занимает по порядку следующее место и имеют следующее наименование.
Первая – Бытие, потом Исход, далее Книга Левитов, за нею Числа, после нее Второзаконие; за сими следуют: Иисус, сын Навина, потом же (книга) Судей, а после нее Руфь; затем после сей – книга Царей – четыре части: первая и вторая принимаются за одну книгу, а третья и четвертая также за одну; и потом книга Паралипоменон – первая, и вторая, принимаемые за одну книгу; затем Ездры первая и вторая, равным образом (составляющие) одну книгу. А за сими одна книга Псалмов, затем Притчи Соломона – одна книга, а также Екклесиаст – одна, потом Песнь Песней одна книга; а за сими (следует) еще Иова одна книга, а потом двенадцать Пророков, считаемые за одну книгу; затем Исаии одна книга, потом Иеремии с Варухом, Плачем и Посланием – одна книга; после сего Иезекииля одна (книга), а также Даниила одна книга. Доселе состав Ветхого Завета.
Но нельзя оставить без внимания и упоминание о (книгах) Нового (Завета); они суть cледующия: 4 Евангелия – Матфея, Марка, Луки, Иоанна; а потом Деяния Апостолов и семь посланий, которые суть: Иакова одно, Петра же два, затем Иоанна 3, а за ними Иуды одно; после сих, посланий Павла четырнадцать, расположенных в следующем порядке: первое – к Римлянам, потом к Коринфянам два, а после сих к Галатам одно и потом к Ефесянам одно и еще к Филипийцам одно, а также к Колоссянам одно; потом же за сими – к Фecсалоникийцам два, затем к Евреям одно и еще к Тимофею два, к Титу одно и последнее к Филимону; а также Откровение Иоанна.Праздничные (Пасхальные) послания Отрывок из тридцать девятого праздничного послания святого АфанасияИсточник 35. Читай переведенные ими двадцать две книги, а тех, которых богодухновенность сокрыта, совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были апостолы и древние епископы, предстоятели Церкви; они предали эти книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов ее. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как сказано, занимайся, и если ты хочешь научиться, то старайся с моих слов запомнить их поименно. Первые пять книг суть книги Моисеевы, известные под именем закона, – книги Бытия, Исхода, Левит, Чисел, Второзакония, – потом Иисус, сын Навин, далее книга Судей с книгой Руфи, которые седьмой считаются; из остальных исторических книг первая и вторая книги Царств у евреев одну книгу составляют, одну также третья и четвертая, таким же образом первая и вторая книги Паралипоменон у них есть одна книга, и Ездры первая и вторая за одну считаются книгу. Двенадцатая книга Есфири. Это – книги исторические. Пять книг, стихами написанных: Иов, Псалмы, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней, которая будет уже книга семнадцатая. Кроме того, пять книг пророческих. Одна двенадцати пророков, одна Исаии, одна Иеремии вместе с Варухом, с Плачем и Посланием, потом одна Иезекииля и, наконец, Даниила – двадцать вторая книга Ветхого Завета.
36. Нового же Завета книги: четыре Евангелия, а прочие Евангелия есть подложные и вредные. И манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, быв намащено благовонием евангельского наименования, развращает души простых людей. За богодухновенные также принимай и Деяния двенадцати апостолов; сверх того семь посланий соборных -Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; а запечатление всего и последнее дело для учеников – четырнадцать посланий Павловых; а прочие писания все да будут вне этих и должны считаться второстепенными. Ничего того, что не читается в церквах, сам по себе не читай и ты, как то уже ты слышал. Но об этом довольно.Поучения огласительные Огласительное поучение четвертое. Секция "О Божественном Писании"Источник Сии же иудеи, до возвращения из плена вавилонского имели у себя книги, и следующих пророков, и следующие пророческие книги: первую книгу Бытия, вторую – Исход, третью – Левит, четвертую – Числа, пятую – Второзаконие, шестую книгу Иисуса Навина, седьмую – Судей, восьмую – Руфи, девятую – Иова, десятую – Псалтирь, одиннадцатую – Притчи Соломоновы, двенадцатую – Екклесиаст, тринадцатую – Песнь Песней, четырнадцатую – первую книгу Царств, пятнадцатую – вторую Царств, шестнадцатую – третью Царств, семнадцатую – четвертую Царств, восемнадцатую – первую Паралипоменон, девятнадцатую – вторую Паралипоменон, двадцатую – двенадцать пророков, двадцать первую – Пророка Исаии, двадцать вторую – Пророка Иеремии вместе с Плачем и посланиями его и Варуховым, двадцать третью – пророка Иезекииля, двадцать четвертую – пророка Даниила, двадцать пятую – первую книгу Ездры, двадцать шестую – вторую книгу, двадцать седьмую – книгу Есфирь. Вот двадцать семь книг, данных иудеям от Бога, но ими считаемых за двадцать две, наравне с числом букв еврейской грамоты; потому что десять книг, считаемые за пять, слагаются по две в одну. Но о семь ясно сказали мы где-то в другом месте. Есть же у них в числе сомнительных другие две книги: премудрость Сирахова и премудрость Соломонова, за исключением некоторых иных апокрифических книг. Все оные священные книги учили иудейству и предписаниям закона, до пришествия Господа нашего Иисуса Христа.На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег Часть 1. Эпикурейцы, в еллинстве шестая, а по общему порядку восьмая ересь. Глава 5Источник Гл. 4. Евреи имеют двадцать две буквы; пять из них удвояются: каф, мем, нун, пе и алеф. Подобным же образом и книг считается двадцать две, а оказывается двадцать семь, потому что пять из них должны быть разделены на двое. Так именно книга Руфь соединяется с книгою Судей и считается у евреев за одну книгу; первая книга Паралипоменон соединяется со второю и считается за одну с ней книгу; первая книга Царств соединяется со второю и считается с нею за одну книгу; третья книга Царств соединяется с четвертою и считается за одну с нею книгу. Так все книги слагаются в четыре пятикнижия и сверх того остаются еще две книги, располагаясь в следующем порядке: пять книг законоположительных: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это – Пятикнижие, в котором излагается весь закон. За тем следуют пять книг, писанных стихами: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней. Далее следует иное пятикнижие, состоящее из книг, называемых одними: Писания, а другими: Агиографы, которые суть: книга Иисуса Навина, Судей вместе с книгою Руфь, Паралипоменон первая со второю, Царств первые две и последние две. Это – третье пятикнижие. Четвертое пятикнижие составляют: двенадцать малых пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Это – пророческое пятикнижие. Остаются еще две книги: одна Ездры, считаемая за одну, и другая – Есфирь. Так вполне исчислены двадцать две книги по числу двадцати двух букв еврейских. Что же касается до двух книг, разделенных на стихи, именно книги Премудрости Соломоновой, называемой Панарет и книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, внука Иисуса, написавшего эту книгу по еврейски, которую внук его Иисус перевел на греческий язык, то они употребительны и полезны, но в число признанных всеми за священные не вносятся. Поэтому они в ароне, то есть в ковчеге завета не были помещены.О мерах и весах Глава 4.Источник Всех исторических книг древнейшей еврейской мудрости – двенадцать: самая первая книга – Бытия, потом Исход и Левит, потом Числа, потом Второзаконие, потом Иисус и Судии. Восьмая книга – Руфь; а девятая и десятая книги – Деяния Царей, Паралипоменон, а последняя книга будет у тебя Ездра.
Книг, писанных стихами, пять; из них первая Иов, потом Давид, потом три Соломоновы книги: Екклесиаст, Песнь и Притчи.
Подобным образом пять книг и пророческого Духа. В одном составе заключается двенадцать пророков: Осия, Амос и третий Михей, потом Иоиль, потом Иона, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, потом Захарий и Малахия, – и это одна книга; а вторая – Исаия, потом с младенчества призванный Иеремия, потом Иезекииль и благодать Даниилова.
Предложил я тебе двадцать две ветхозаветные книги, они равночисленны еврейским буквам. А теперь перечислю книги и нового таинства.
Матфей описывал чудеса Христовы для евреев, Марк – для Италии, Лука – для Ахаии, а великий и небошественный проповедник Иоанн – для всех. Потом следуют Деяния мудрых Апостолов; четырнадцать посланий Павловых, и семь Соборных, в числе которых одно Иаковлево, два Петровы, три опять Иоанновы, а седьмое Иудино.
Теперь все имеешь книги; а какие есть кроме них, те не в числе подлинных.Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений) Слово 42.Источник Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за которой идут Числа и затем Второзаконие. К ним прибавь Иисуса (Навина) и Судей. Потом Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралиноменон. После них – первая и вторая книги Ездры. Теперь перечислю тебе пять книг стихотворных: увенчанного за перенесение различных страданий Иова, книгу Псалмов – подходящее лекарство для души, три книги премудрого Соломона: Притчи, Экклезиаст и Песнь Песней. К ним прибавь двенадцать пророков: первым Осию, вторым Амоса, далее Михея, Иоиля, Авдия и Иону – образ его тридневного страдания; после них – Наума, Аввакума, девятым Софонию, затем Аггея, Захарию и двуименного ангела Малахию. После них обрати внимание на четырех пророков: дерзновенного великого Исаию, сострадательного Иеремию, таинственного Иезекииля и, наконец, Даниила, самого мудрого делами и словами. К этим книгам некоторые причисляют и Эсфирь.
Пора мне теперь сказать и о книгах Нового Завета. Принимай только четыре Евангелия: Матфея, затем Марка, третьим присоедини Луку, Иоанна же считай но времени четвертым, но первым по высоте учений. По достоинству называю его сыном грома как сильнее всех прогремевшего о Боге Слове. Принимай и вторую книгу Луки – книгу соборных Деяний апостольских. Затем прибавь сосуд избранный, проповедника язычников, апостола Павла, мудро написавшего Церквам четырнадцать посланий: одно к Римлянам, к которому надо прибавить два послания к Коринфянам, послание к Галатам, к Ефесянам, после которых к Филиппийцам, а также послание, адресованное Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу и Филимону – к каждому но одному, и одно к Евреям. Некоторые утверждают, что послание к Евреям подложное, по говорят неправильно, ибо благодать (этого послания) подлинна. Что еще? Соборных посланий некоторые называют семь, другие же считают, что надо принимать только три: одно Иакова, одно Петра и одно Иоанна. Некоторые же принимают три послания Иоанна и два Петра, а седьмым считают послание Иуды. Также и Апокалипсис Иоанна некоторые включают (в число подлинных книг), но многие называют подложным. Таков да будет Самый безошибочный канон богодухновенных Писаний. Если будешь следовать им, избежишь сетей мира, а суетные надежды бросишь на землю; скоротечное же богатство будешь щедрой рукой разбрасывать пищим, ожидая окончательной жатвы. Ибо то, что посеешь здесь, сохранишь на небесах.Послание к Селевку Источник Этот пролог может быть неким шлемоносным началом всех книг, которые мы переводим с еврейского на латынь, дабы мы знали, что все свыше этого следует считать среди апокрифов. Посему Премудрость, которую в народе приписывают Соломону, и Книга Иисуса сына Сирахова, и Товит, и Пастырь Ермы не входят в канон. Первую Книгу Маккавейскую я нашел на еврейском языке, вторая написана по-гречески, что можно доказать и из самой jrasin7.
Прилагают и panaretoV12 Книгу Иисуса, сына Сирахова, и yeudepigrajoV13 Книгу якобы Премудрости Соломоновой. Первую из них я нашел на еврейском, под названием Притчи, а не Экклезиастик, как у латинян14; к ней были присоединены Экклезиаст и Песнь Песней, так что подобие Соломонова авторства сохранялось не только в числе книг, но и в самом предмете их содержания. Второй же книги у евреев нет вовсе, да и самый стиль её отдает греческим красноречием, и некоторые из древних писателей называют её автором иудея Филона. Следовательно, так же, как Церковь читает книги Иудифи, Товита и Маккавеев, которые не обретаются среди канонических, так же пусть и эти две читает для назидания толпы, но не для утверждения церковных догматов.Прологи к книгам Ветхого Завета 3. К Книгам Царей. 11. К Книгам Соломоновым.Источник Далее, в частности, мы не действуем неправильно, если сошлемся на книгу, хотя и не каноническую, но все же выведенную для созидания Церкви, и приведем такое свидетельство. Вот, Елеазар в бою поразил слона, но упав под самого зверя, чтобы его убить, погиб сам (1Мак.6:43–46)1486. Кого же тогда этот пример представляет, пример того человека, которого его собственная победа сразила, если не тех людей, которые преодолели вредные привычки, но, из-за самовозвышения, были сбиты теми самыми вещами, которые они в себе победили?Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова Историческое / Моральное толкование. Секция 34.Источник -Формирование канона
Формирование канона Источник -О сектах
Вслед за уже рассмотренным, необходимо исследовать кое-какие ереси. Всех их – 84, как исчислил Епифаний, епископ Кипрский20, но прежде, чем к ним приступить, мы перечислим прежде церковные книги. Из церковных книг, одни относятся к Ветхому Завету, другие же – к Новому. Мы называем Ветхим Заветом то, что было до пришествия Христа, Новым же – то, что было после него. Ветхий Завет состоит из 22 книг, из которых одни – исторические, другие – пророческие, третьи – назидательные, четвертые же – для псалмопения. Даже если одно находится в другом, все равно большинством оно именуется [чем-то] одним. Исторических книг – 12, первая из которых – [Книга] Бытия, 1201А в коей содержатся события от сотворения неба и земли до смерти Иосифа. Вторая – это Исход, в ней повествуется о событиях от смерти Иосифа и исхода Израильтян до того, как они прибыли на гору Синай. Это: как разошлось Красное море, и что случилось посреди, и как чрез Моисея от Бога был обретен закон. Третья книга – это так называемые Числа, в коих перечисляются колена израильтян и их главы. Четвертая книга – Левит, в которой предписывается, как священникам следует служить. Поэтому и названа она Левит, так как священники были из колена Левина. Пятая книга – Второзаконие, в коей кратко рассказывается о случившемся 1201В от Исхода до горы Синай, и так как [там] подробно представлен Закон, она называется Второзаконие. Ибо то, что в Исходе коротко написано о Законе, передано подробнее во Второзаконии вместе с прочим.
Эти пять книг, все они, как свидетельствуют, принадлежат Моисею. Те же, что будут дальше, никто не знает чьи. Эти первые [пять] называются: Пятикнижие. Шестая книга после Второзакония – Книга Иисуса Навина, в коей рассказывается, как Иисус, бывший учеником Моисея и равным ему по силам, вывел израильтян из пустыни в Землю обетованную. Седьмая книга – так называемая Книга Судей. Ибо когда израильтяне прибыли в Землю обетованную, то назначили себе судей, чтобы судили народ, ведь у них, называвших царем только Бога, не было царя. 1201С И поскольку в этой книге рассказывается, что сделали судьи до царей, поэтому она и названа Книга Судей. Восьмая книга – Книга Руфи. Руфь, бывшая Моавитянкой, перешла к израильтянам и была женой праотца Давида. Затем следует две книги, которые описывают царства, ибо Книг Царств четыре, но переданы они в двух.
Иудеи же были царями по следующей причине. Самуил, последний из судей, был пророком и великим мужем и весьма справедливо судил народ Израиля. У него было двое сыновей, которые, когда Самуил состарился, ста- ли судьями, но не судили народ 1201D по заветам отца, а принимая дары, продавали приговоры. Так вот, когда их отец состарился, израильтяне собрались, прося его назначить им царя. Тот же помолившись Богу, услышал: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо нe тебя они отвергли, но отвергли Меня, прося себе царя» (Ср. 1Цар. 8:7). И Самуил, услышав Бога, соделал царем над ними Саула, мужа из колена Вениаминова, который процарствовав 40 лет, не сохранил заветы Божьи. И тогда Бог вместо него сделал царем Давида из колена Иуды. И с тех пор колено Давида оставалось при власти, потому что 1204А сын принимал от отца царство до тех пор, пока Навуходоносор не поработил Иерусалим. Итак, девятая и десятая книги повествуют о царствах. Одиннадцатая же – Паралипоменон. А Паралипоменоном названа, потому что в ней рассказывается то, что обошли молчанием (παρέλιπον) написавшие Книги Царств. А двенадцатая из исторических книг – Книга Ездры, в коей то, что случилось после пленения иудеев, вплоть до их возвращения, случившемся при ассирийцах, при Кире. Таковы исторические [книги].
Пророческих книг пять. Первая из них – Исайя, вторая – Иеремия, третья – Иезекииль, четвертая – Даниил, пятая – Двенадцать Пророков, в коей находятся пророчества двенадцати пророков. 1204В Назидательных же книг четыре. Первая из них – Книга Иова, иные мнят, что она написана Иосифом. Вторая книга – Книга Премудрости Соломона. Третья – Екклесиаст. Четвертая – Песнь Песней. А теперь я скажу, что Песнь Песней ставится после назидательных книг, поскольку их форма более возвышена. Эти три книги принадлежат Соломону. Затем еще есть Псалтырь. Таковы 22 книги Ветхого Завета.
Книг Нового Завета – шесть, две из которых содержат евангелистов. Первая – Матфея и Марка, вторая – Луку и Иоанна. Третья же Деяния Апостолов, а четвертая – Кафолические Послания, коих семь: 1204С первое – Иакова, второе и третье – Петра, четвертое, пятое и шестое – Иоанна, седьмое же Иуды. А кафолическими они названы, потому что адресованы не одному народу, как послания Павла, но вообще всем. Пятая книга – 14 посланий св. Павла. Седьмая – Апокалипсис св. Иоанна. Таковы книги, признанные Церковью, и древние и новые. Из них евреи принимают все древние.О сектах 1200D Деяние второе.Источник Должно же знать, что книг Ветхого Завета – двадцать две, соответственно буквам еврейского языка. Ибо евреи имеют двадцать две буквы, из которых пять удваиваются, так что их оказывается двадцать семь. Ибо двойные буквы – Κάφ ( Каф), также и Μέμ ( Мем), и Νουν ( Нун), и Πέ ( Пе ), и Σαδί ( Цаде). Посему, хотя этим образом считается и двадцать две книги, но оказывается книг двадцать семь вследствие того, что пять из них – двойные. Ибо книга Руфь соединяется с книгой Судей, и у евреев обе считаются за одну книгу; первая и вторая Царств – одна книга; третья и четвертая Царств – одна книга; первая и вторая Паралипоменон – одна книга; первая и вторая Ездры – одна книга. Таким, следовательно, образом книги соединены в четырех пятикнижиях и [еще] остаются две других книги, так что канонические книги существуют в таком виде: пять, касающихся закона: книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это – первое пятикнижие, называемое также и законом. Потом – другое пятикнижие, так называемые Γραφεια, а у некоторых называемые Αγιόραφα (Писание), которые суть такого рода: книга Иисуса, сына Навина, Судей вместе с Руфью, первая Царств вместе со второй – одна книга, третья вместе с четвертой – одна книга и две книги Паралипоменон – одна книга. Это – второе пятикнижие. Третье пятикнижие – написанные стихами книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст его же, Песнь песней его же. Четвертое пятикнижие – пророческое: книга Двенадцати пророков – одна книга, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Потом две книги Ездры, соединяемые в одну книгу, и Есфирь. Πανάρετος же [сокровищница всех добродетелей], то есть книга Премудрости Соломона и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по-еврейски, а по-эллински перевел внук его Иисус, сын Сираха. Хотя они отменны и прекрасны, но не находятся в числе [канонических] и не лежали в кивоте.
Нового же Завета [книги – следующие]: четыре Евангелия: Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния святых апостолов, изложенные евангелистом Лукой; семь Соборных посланий: одно – Иакова, два – Петровых, три – Иоанновых, одно – Иуды. Четырнадцать посланий апостола Павла; Апокалипсис евангелиста Иоанна; Правила святых апостолов [собранные] Климентом.Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 17 (90). О ПисанииИсточник -Commentary on the Apostles' Creed
Итак, это Святой Дух , который в Ветхом Завете вдохновил Закон и Пророков, в Новом — Евангелия и Послания. Поэтому и Апостол говорит: Все Писание, вдохновленное Богом , полезно для научения. И поэтому кажется уместным в этом месте перечислить, как мы узнали из предания Отцов, книги Нового и Ветхого Завета , которые, согласно преданию наших предков, как полагают , были вдохновлены Святым Духом и переданы Церквам Христовым .
37. Из Ветхого Завета , таким образом, прежде всего были переданы пять книг Моисея : Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Затем Иисус Навин ( Иисус Навин ), Книга Судей вместе с Руфью; затем четыре книги Царств (Царств), которые евреи считают двумя; Книга Упущений, которая называется Книгой Дней (Хроники), и две книги Ездры (Ездры и Неемии), которые евреи считают одной, и Эсфирь; из Пророков: Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил; кроме того, из двенадцати (малых) Пророков, одна книга; Иов также и Псалмы Давида, каждый по одной книге. Соломон дал три книги Церквам : Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней. Они составляют книги Ветхого Завета .
Из Нового есть четыре Евангелия : от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния Апостолов, написанные Лукой; четырнадцать Посланий Апостола Павла , два Апостола Петра, одно Иакова, брата Господня и Апостола, одно Иуды, три Иоанна, Откровение Иоанна. Это книги, которые Отцы включили в Канон, и из которых они хотят, чтобы мы выводили доказательства нашей веры .
38. Но должно знать , что есть и другие книги, которые наши отцы называют не каноническими , а церковными: то есть, Мудрость, называемая Мудростью Соломона, и другая Мудрость, называемая Мудростью Сына Сирахова, которую последнюю латиняне называли общим названием Ecclesiasticus, обозначая не автора книги, а характер написания. К тому же классу принадлежат Книга Товита, и Книга Иудифи, и Книги Маккавеев. В Новом Завете небольшая книга, которая называется Книгой Пастыря Гермы, [и та], которая называется Двумя Путями, или Судом Петра; все они читали в Церквях , но не обращались к ним для подтверждения учения. Другие писания они назвали Апокрифами. Их они не читали в Церквях.
Таковы предания, переданные нам Отцами, которые, как я уже сказал, я счел уместным изложить здесь для наставления тех, кто постигает первые начала Церкви и Веры, чтобы они знали , из каких источников Слова Божия им следует черпать свои наставления.Commentary on the Apostles' Creed Секция 36-38ИсточникПеревод