XXXIII. Nunc autem error invalescendo tam perspicuus factus est, ut idololatriae vel Anthropomorphitarum haeresi propinquum aut simile sit adorare figmenta, et spem in eis habere. At quae hujus erroris causa? Fides de corde ablata, tota fiducia in rebus visibilibus collocata. Sicut autem videntes pictos armatos viros, vel agriculturae intentos, sive metentes, vel vindemiantes, seu stantes in navibus piscatores, et retia jaculantes, nec non venatores venabulis extensis, cum canibus capreas (0225D)cervosque persequentes, nec augmentum exercitus, nec adjutorium annui operis, vel acervos tritici, seu rivulos musti, nec pisces, capreas et sues ab illis nos accepturos speramus; ita quoque, si viderimus pennatos angelos pictos, praedicantes (0226A)apostolos, martyres tormenta patientes, nullum ab imaginibus quas aspicimus auxilium sperare debemus; quia nec male possunt facere, nec bene. Recte nimirum, ob hujusmodi evacuandam superstitionem, ab orthodoxis patribus definitum est picturas in Ecclesia fieri non debere: Ne quod colitur et adoratur, in parietibus depingatur.
XXXIII. Теперь же заблуждение, усиливаясь, стало настолько очевидным, что поклонение изваяниям и возлагание на них надежд близко или подобно идолопоклонству или ереси антропоморфитов. Но какова причина этого заблуждения? Вера, изгнанная из сердца, вся надежда возложена на видимые вещи. Ибо как, видя нарисованных вооруженных воинов или занятых сельским хозяйством, будь то жнущих или собирающих виноград, или рыбаков, стоящих в лодках и забрасывающих сети, а также охотников с вытянутыми копьями, преследующих с собаками косуль и оленей, мы не надеемся получить от них ни увеличения войска, ни помощи в ежегодных работах, ни груды пшеницы, ни потоки вина, ни рыбу, косуль и свиней; так и, если мы видим нарисованных крылатых ангелов, проповедующих апостолов, мучеников, претерпевающих мучения, мы не должны надеяться на какую-либо помощь от изображений, на которые смотрим; ибо они не могут причинить ни зла, ни добра. Поистине, справедливо, ради искоренения подобного суеверия, православными отцами было определено, что в церкви не должно быть картин: чтобы то, чему поклоняются и что почитают, не было изображено на стенах.машинный переводИсточник
XXXIII. Теперь же заблуждение, усиливаясь, стало настолько очевидным, что поклонение изваяниям и возлагание на них надежд близко или подобно идолопоклонству или ереси антропоморфитов. Но какова причина этого заблуждения? Вера, изгнанная из сердца, вся надежда возложена на видимые вещи. Ибо как, видя нарисованных вооруженных воинов или занятых сельским хозяйством, будь то жнущих или собирающих виноград, или рыбаков, стоящих в лодках и забрасывающих сети, а также охотников с вытянутыми копьями, преследующих с собаками косуль и оленей, мы не надеемся получить от них ни увеличения войска, ни помощи в ежегодных работах, ни груды пшеницы, ни потоки вина, ни рыбу, косуль и свиней; так и, если мы видим нарисованных крылатых ангелов, проповедующих апостолов, мучеников, претерпевающих мучения, мы не должны надеяться на какую-либо помощь от изображений, на которые смотрим; ибо они не могут причинить ни зла, ни добра. Поистине, справедливо, ради искоренения подобного суеверия, православными отцами было определено, что в церкви не должно быть картин: чтобы то, чему поклоняются и что почитают, не было изображено на стенах.машинный переводИсточник