святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782 - 1867)
Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры [+][‑] (#SolaScriptura )и главным образом слова: «единый чистый и достаточный источник учения веры» есть Св. Писание. Но из этих слов Филарета и из дальнейших разъяснений его, где он доказывает, что в Св. Писании содержатся все необходимые для спасения истины и что не нужно дополнять его новым источником»
(См. рукопись, страница 2.)
Единый чистый и достаточный источник учения веры есть откровенное Слово Божье содержащееся в Священном Писании.ИсточникРукопись Митрополит Филарет, как богослов (Михаил Михайлович Тареев) [+][‑]Параграф 15 (#SolaScriptura #Божье Слово )Св. Писание, как слово Самого Бога, есть единый верховный судья распрей и решитель недоумений в Вере.Источник Призовите Бога в помощь [+][‑]16 сентября 1849 года (#SolaScriptura #Божье Слово )Не по моде ли мы богословствуем? Прежде утверждались на Священном Писании и мало внимания обращали на Предание. Потом с силою заметили сей недостаток: слова «Православие» и «Предание» стали звучать чаще и сливаться в один звук, и начали богословствовать по Преданию, оставляя иногда позади Священное Писание, а некоторые и уничижали Писание.
Новозаветные священные писатели писали по сошествии на них Святого Духа, и они свидетельствовали и о ветхозаветных, что от Святого Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы485. Так ли верно можно определить минуту, когда церковный писатель сделался святым, и следственно не только писателем, подверженным обыкновенным недостаткам человеческим? Церковь, конечно, думала о сем вопросе и учит признавать Предания, с откровением Божиим согласные. И потому не правильнее ли основывать учение главным образом на Священном Писании, а Преданием дополнять, объяснять, защищать от неправомыслящих?Источник Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815)[+][‑] (#Экуменизм )Во-вторых, как сомнения твои начались оттого, что ты приметил разногласие между христианскими обществами, то я должен еще сказать тебе, что ни одно разномыслящее от Восточной Церкви христианское общество, или Церковь, кроме тех, которые отвергают таинства Троицы и Воплощения, которые посему недостойны самого имени христианской Церкви, и которых мнения, конечно, не кажутся тебе заслуживающими внимания – кроме сих, говорю я, ни одно христианское общество не потребует, чтобы из Символа Восточной Церкви нечто было исключено.ИсточникДругой вариант Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815) [+][‑] (#Спасение #Церковь #Экуменизм )И. Я ищу истины. Я желаю быть в истинной христианской Церкви. Я желаю получить спасение.
У. Если сии желания искренны, то Сам Господь ответствует тебе: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 8:20).
И. Признаюсь, я встречал людей, которые внушали мне мысль, что Греко-Российская Церковь есть ложная.
У. Судя по тому, что я от тебя слышал, я могу прибавить к твоему признанию, что сии внушения заняли твое сердце и заградили слух, хотя ты не довольно, может быть, в себе это примечаешь.
И. Я, кажется, слушаю без предубеждения.
У. А я сомневаюсь, можно ли слушать без предубеждения, когда предубеждением занято сердце?
И. Что же я должен делать?
У. Стараться примечать за собою и смотреть, не потому ли только ты сомневаешься, что желаешь сомневаться, или чрезмерно полагаешься на того, кто возбуждает в тебе сомнения?
И. Не думаю, чтобы сие было со мною.
У. Испытай тщательнее, не сие ли самое причиной того, что тебя занимает мысль: не есть ли Церковь Греко-Российская – ложная церковь?
И. Желал бы я иметь оружие против этой мысли.
У. «Духовный меч» есть слово Божие. Оно говорит: Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына (1Ин. 2, 22). Видишь ли, кто есть лживый в отношении к христианству? – Тот, который не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем. Следовательно, и ложная церковь есть та, которая не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем, – церковь антихристова. Но Церковь Греко-Российская, по разуму истинного слова Божия, исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем.
И. Сим оружием защищаться может и другая христианская церковь.
У. А ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других!Источник Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) (Автор: Н.Ю.Сухова) [+][‑]Параграф 8 (#SolaScriptura #Божье Слово )Святитель обращает внимание и на критериальную роль Писания в вероучительной деятельности Церкви: «Священное Писание, как слово Самого Бога, есть единственный верховный судья распрей и решитель недоумений в Вере». Священным Писанием поверяются определения церковных соборов, так что «никакой Собор не может установить члена Веры, который бы не был доказан из Священного Писания». Предания о членах Веры, которые не находятся совсем в Писании, не должны быть принимаемы, ибо «Священное Писание во многих местах запрещает прибавлять что-либо к содержащемуся в оном учению». И о самих обществах, которые собираются во имя Христово, – о соборах или о самих поместных церквах – мы можем судить на основании того же Писания, слова Божия.Источник