священномученик Киприан Карфагенский (~200 - 258)
Treatises [+][‑]Treatise 5.25 (#Спасение )Когда вы однажды уйдете туда, больше нет места для покаяния и нет возможности воздать удовлетворение. Здесь жизнь либо потеряна, либо спасена? здесь вечная безопасность обеспечивается поклонением Богу и плодами веры . И пусть никто не будет сдержан ни своими грехами , ни своими годами от прихода к спасению . Для того, кто все еще остается в этом мире, никакое покаяние не будет слишком поздним. Доступ к Божьей милости открыт, и доступ легок для тех, кто ищет и постигает истину . Вы молите о своих грехах , хотя бы это было в самом конце жизни и на закате солнца времени? и умоляете Бога , который есть единый и истинный Бог , в исповедании и вере признания Его, и прощение даруется человеку, который исповедуется, и спасительная милость дается от божественной благости верующему, и открывается проход к бессмертию даже в самой смерти. Эту благодать дарует Христос? этот дар Своей милости Он дарует нам, побеждая смерть в трофее креста , искупив верующего ценой Своей крови, примиряя человека с Богом Отцом , оживляя нашу смертную природу небесным возрождением. Если это возможно, давайте все последуем за Ним? Давайте зарегистрируемся в Его таинстве и подпишем. Он открывает нам путь жизни? Он возвращает нас в рай? Он ведет нас в Царство Небесное . Сделанные Им детьми Божиими , с Ним мы всегда будем жить? С Ним мы всегда будем радоваться , восстановленные Его собственной кровью. Мы, христианебудут славны вместе со Христом, благословенные Богом Отцом , всегда радующиеся непрестанным блаженством пред Богом и всегда благодарящие Бога . Ибо никто не может быть иным, как всегда радостным и благодарным, кто, будучи однажды подвержен смерти, был сделан безопасным в обладании бессмертием .ИсточникПеревод Книга к Деметриану [+][‑]Параграф 4. (#Молитва #Молитва святым #Страдания )То, что чаще и продолжительнее становятся войны, что неурожай и голод увеличивают беспокойство, что свирепствующие болезни расстраивают здоровье, что язвы производят опустошения в роде человеческом, – знай, что все это предсказано; – предсказано, что в последние времена зло умножится и бедствия разнообразятся и что, с приближением дня судного, суд разгневанного Бога более и более усилится на поражение рода человеческого. А все это происходит не оттого (как ты ложно жалуешься и, по невежественному непониманию истины, разглашаешь), что мы не почитаем ваших богов, а оттого, что вы не почитаете Бога. Так как Он есть владыка и правитель мира, и все делается по Его воле и манию, и ничего не может произойти кроме того, что сделает или чему быть позволит Он Сам; то, конечно, когда бывает что-либо, показывающее гнев негодующего Бога, – оно бывает не чрез нас, которые почитают Бога, а вызывается великими грехами и действиями, вызывается тем, что вы не ищете и не боитесь Бога и не стараетесь, оставив пустые суеверия, познать истинной религии, чтобы таким образом все почитали и молили единого Бога, Который и есть один для всех. Послушай Его Самого, как Божественным словом Своим наставляет нас и увещевает: «поклонишися Господу Богу твоему, и Тому единому послужиши» (Лк. 4, 8; сн. Втор. 6, 13). И еще: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 3). И опять: «не ходите в след богов чуждих, еже служити им, и покланятися им, да не прогневаете Мя в делех рук ваших, еже озлобити вас» (Иер. 25, 6). Пророк, исполненный Духа Святого, тоже свидетельствует и, возвещая гнев Божий, говорит: «сице глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя, и наведу мечь на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей... и на человеки, и на скоты, и на вся труды рук их» (Агг. 1, 9–11). Тоже повторяет и говорит другой пророк: «и надождю на един град, а на другий не надождю; и часть едина надождится и часть, на нюже не надождю, изсохнет; и соберутся два и три грады во град един пити воду, и не насытятся; и не обратистеся ко Мне, глаголет Господь» (Ам. 4, 7–8).Источник Книга о Молитве Господней [+][‑] (#Молитва #Молитва святым )И священник, предпослав молитве предисловие, приготовляет к тому умы братьев, взывая: горе имеим сердца; и народ в своем ответе: имамы ко Господу – получает напоминание, что ему ни о чем не должно помышлять, как только о Господе. Да будет сердце закрыто от противника; одному Богу будет оно открыто и да не допустит во время молитвы войти в себя врагу Божию! А он часто вторгается и проникает и ловким обманом отвлекает моления наши от Бога, заставляя одно иметь в сердце, а другое выражать голосом, между тем как Господу надобно молиться с искренним вниманием и умолять не звуком голоса, но сердцем и чувством. Что же это за небрежность – во время принесения молитвы Господу отчуждать себя и увлекаться нелепыми и скверными помыслами, как будто у тебя есть думать о чем важнейшем, нежели о том, что ты беседуешь с Богом?Источник Письма [+][‑]Письмо к папе Стефану о соборе (#Апостольская преемственность #Священники )К тому, возлюбленнейший брат, по общему согласию и власти, мы прибавляем и присовокупляем, что пресвитеров и диаконов, которые или, быв рукоположены сначала в кафолической Церкви, в последствии времени сделались изменниками и возмутителями против Церкви, или же у еретиков лжеепископами и антихристами, вопреки распоряжению Христову, нечестивым рукоположением поставлены, и наперекор единому и Божественному алтарю старались приносить на стороне ложные и святотатственные жертвы, – что и их, когда обращаются, надобно принимать под тем условием, чтобы они допускались к общению как простые миряне. Довольно с них и того, что, бывши врагами мира, они приемлют мир; но никак не следует оставлять при них, по возвращении к нам, те оружия рукоположения и чести, коими они против нас воевали. Ибо священники и служители, предстоящие алтарю и священнодействиям, должны быть чисты и непорочны, как говорит Господь Бог в книге Левит: «Человек... аще коему будет на нем порок, да не приступит приноситu дары Бога своего» (Лев. 21, 17). То же самое заповедует и внушает Он и в книге Исхода словами: «жерцы же приступающии ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубит от них Господь» (Исх. 19, 22). И еще: «егда приходят служити к жертвеннику святыни и да не наведут на ся греха, да не умрут» (Исх. 28, 43). А какой же грех может быть тягче или какой порок безобразнее того, как противостать Христу, как разорять Его Церковь, которую Он стяжал и создал Своею Кровию, как, забывши евангельский мир и любовь, с яростию вражескою несогласия восставать против единодушного и согласного народа Божия?Источник [+][‑]Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков (#Апостольская преемственность )Итак, возлюб. брат, если есть еще в нас страх Божий, если еще есть прежняя сила в вере нашей, если мы храним заповеди Христовы и защищаем нетленную и ненарушимую святость Его невесты, если в сердцах и чувствах наших еще живут слова Господа: Обаче Сын Человеческий, пришед, убо обрящет ли веру на земле? (Лк. 18, 8), то как верные воины Божий, с искреннею верою и благочестием сражающиеся за Бога, постараемся охранить мужеством своим вверенный нам свыше стан. Незаметно утвердившийся обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины. Ибо обычай без истины есть только старое заблуждение, да последуем истине, зная, что и, по словам Ездры, истина всегда побеждает: «Истина же пребывает и возмогает во век, и оживет и обладаетет во век века. И несть у нея приятия лица, ниже различия, но правая творит … и несть в суд ея ничтоже неправедно: и сия крепость и царство и власть и величесство всех веков. – Благословен Бог истины« (2Езд. 4, 38–40). На сию-то истину указывая, Христос говорит в Своем Евангелии: Я есмь путь и истина (Ин. 14, 6). Посему если мы во Христе и Христос в нас, если пребываем в истине и истина в нас пребывает, то будем держаться только того, что истинно и справедливо.Источник [+][‑]Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале (#Священники )Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Угрозою, возвещенною чрез пророка Осию: «требы их яко хлеб жалости им, вси ядущии тыя осквернятся» (Ос. 9, 4), Божественный суд научает и показывает, что всячески становятся причастны греху все, которые осквернились жертвою нечистого и неправедного священника; то же самое показано и в книге Чисел, когда Корей, Дафан и Авирон, восставши на священника Аарона, присвоили себе право приносить жертвы; и там Бог чрез Моисея повелел народу отделиться от них, чтобы, связавшись с нечестивыми, он сам не заразился тем же нечестием: «отступите», говорит, «от кущ человек жестокосердых сих, и не прикоснитеся ко всем, елика суть им, да не погибнете купно во всем гресе их» (Числ. 16, 26). Итак, народ, повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника, тем более что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных. Богом, мы знаем, постановлено, чтобы священник был избираем в присутствии народа пред глазами всех и чтобы его достоинство и способность были подтверждаемы общественным судом и свидетельством.Источник [+][‑]Письмо к Донату о благодати Божией (#Непротивление )Смотри: дороги преграждены разбойниками; моря наполнены грабителями; военные лагери наполнены везде кровавыми ужасами. Вселенная обагрена кровию человеческою; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелию, когда совершается открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия.Источник [+][‑]61. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков (#Божье Слово #Предание )Итак, если в Евангелии заповедуется или в посланиях и Деяниях апостольских содержится такое повеление, чтобы обращающиеся от какой бы то ни было ереси не были крещаемы, а только совершалось над ними в знак покаяния одно возложение рук, то Божественное и святое предание сие должно соблюдаться.
Прекрасное же и законное предание предлагает брат наш Стефан своим учением! К этому он прибавляет еще: «...так как и сами еретики всякого, обращающегося к ним от другой ереси, взаимно не крестят, а только приобщают!» До чего же унижена Церковь Божия и невеста Христова, что она должна подражать примерам еретиков, что при совершении небесных Таинств свет ее учения должен заменяться тьмой и христиане должны делать то, что делают антихристы. Какая это слепота, какое лукавство душевное – не хотеть познать единства веры, происходящего по преданию от Бога Отца и Господа Бога нашего Иисуса Христа! Ибо если у еретиков нет Церкви, потому что она одна и делиться не может, если у них нет и Духа Святого, потому что Он также один, и не может быть у нечестивых и чуждых, то, конечно, у них не может быть и крещения, которое состоит в том же единстве, потому что оно не может быть отделено ни от Церкви, ни от Духа Святого.Источник [+][‑]62. Письмо к Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни (#Божье Слово #Предание )А если одна Церковь имеет жизненную воду и власть крещения и омовения человека, то тот, кто говорит, что у Новациана может кто-нибудь получить крещение и освящение, пусть прежде докажет и научит, что Новациан принадлежит к Церкви или начальствует в Церкви. Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вне. Если она у Новациана; то не была у Корнелия. Если же она была у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану, по законному посвящению и которого, кроме чести священства, Господь прославил и мученичеством; то Новациан не принадлежит к Церкви и тот, кто, презревши евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом, не может ни коим образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви. А что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться в противность себе, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство св. Писания, где о Таинстве Пасхи и Агнца (означавшего Христа) написано: в дому едином да снется и не изнесите мяс вон из дому (Исх. 12, 46).Источник Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир падшим [+][‑] (#Священники )И до сих пор я был уверен, что находящиеся там у вас пресвитеры и диаконы руководствуют вас своими советами и самым полным образом наставляют в законе евангельском, как это и прежде всегда делалось при наших предшественниках: тогда диаконы обязаны были, посещая темницы, своим советом и внушением заповедей Писания давать направления желаниям мучеников. Но теперь с величайшею болезнию сердца узнаю, что там не только не внушают вам Божественных заповедей, но еще и противодействуют им; что некоторые пресвитеры отвергают даже то, что вами самими делается и осмотрительно в отношении к Богу и почтительно в отношении к Божиему священнику. Так, письмом своим ко мне вы просили рассмотреть ваши желания и даровать мир некоторым падшим тогда, как окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе; а те пресвитеры, не имея ни страха Божия, ни уважения к епископу, вопреки закону евангельскому и вопреки почтительной вашей просьбе, прежде принесения покаяния падшими, прежде исповедания самого тяжкого и величайшего преступления, прежде возложения на них руки епископом и клиром в знак покаяния дерзают возносить за них жертву и преподавать им Евхаристию, то есть ругаться над святым Телом Господа, как написано: «иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни». И в этом можно еще извинить падших; потому что кто же из обреченных смерти не пожелал бы скорее получить жизнь? Кто не захотел бы поспешить к своему спасению? Но долг предстоятелей – держаться заповеди и вразумлять как поспешающих, так и неведущих; иначе долженствующие быть пастырями овец соделаются хищниками.Источник Письмо к пресвитерам и диаконам римским [+][‑] (#Священники )Ибо сколько пагубно падение предстоятеля для последующих ему, столько напротив благотворно и спасительно, когда епископ твердостию в вере подает собою пример братьям.Источник