святитель Григорий Великий Двоеслов (~540 - 604)
Registrum Epistolarum [+][‑]Book IX, Letter 105 (#Иконы )Кроме того, мы уведомляем вас, что дошло до наших ушей, что ваше Братство, увидев некоторых поклонников изображений, разбило и сбросило эти самые изображения в церквях. И мы действительно хвалим вас за ваше рвение против всего, сделанного руками, являющегося объектом поклонения; но мы знаменуем вам, что вы не должны были разбивать эти изображения. Ибо изобразительное изображение используется в церквях по этой причине; чтобы те, кто невежествен в письменности, могли, по крайней мере, прочитать, глядя на стены, то, что они не могут прочитать в книгах. Поэтому ваше Братство должно было и сохранить изображения, и запретить людям поклоняться им, с целью, чтобы и те, кто невежествен в письменности, могли иметь, с помощью чего почерпнуть знание истории, и чтобы люди никоим образом не грешили поклонением изобразительному изображению.
(Письмо Серену, Мессалийскому Епископу - Русский перевод)
Извещаю тебя, что мне давно уже известно о том, что ты, любезный брат, сокрушил и совсем вынес из Церквей иконы потому, что увидел, что некоторые боготворят их. Услышав это, я похвалил ревность твою о том, чтобы люди не боготворили произведения рук своих. Но сокрушать иконы тебе не следовало, ибо живопись для того введена в Церквах, чтобы, смотря на настенные изображения, научились тому, чего не могут прочитать в книгах. Посему ты, любезный брат, обязан был и иконы оставить в целости, и народ удержать от обоготворения их, от чего и неграмотные не остались бы в неведении, и народ избежал бы боготворения изображений (Кн. 9. Пис. 105).ИсточникПереводРусский перевод Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова [+][‑]Историческое / Моральное толкование. Секция 34. (#Канон ВЗ )Далее, в частности, мы не действуем неправильно, если сошлемся на книгу, хотя и не каноническую, но все же выведенную для созидания Церкви, и приведем такое свидетельство. Вот, Елеазар в бою поразил слона, но упав под самого зверя, чтобы его убить, погиб сам (1Мак.6:43–46)1486. Кого же тогда этот пример представляет, пример того человека, которого его собственная победа сразила, если не тех людей, которые преодолели вредные привычки, но, из-за самовозвышения, были сбиты теми самыми вещами, которые они в себе победили?Источник Письмо ему же (Письмо Серену, Мессалийскому Епископу) [+][‑] (#Иконы )Мне сказывали, что ты, по безрассудной ревности, сокрушал иконы Святых, под тем, якобы предлогом, чтобы их не боготворили. За то, что ты запрещал боготворить их, я хвалю тебя, а за то, что сокрушал, и не хвалю. Ибо скажи, любезный, какой Первосвященник поступал так, как ты поступил? Притом ужели ты святее и умнее всех? Известно, что неученые приобретают через живопись те сведения, которые ученые почерпают из книг, потому что из нее [живописи] самые невежды видят, что они должны делать, в ней читают даже неумеющие читать, посему живопись для язычников заменяет книги. На это ты особенно должен был обратить внимание, потому что живешь среди язычников, дабы безрассудною ревностию не подать соблазна их грубым умам. Поэтому ты не должен был сокрушать того, что поставлено в Церкви не для обоготворения, а для научения невежд. Предки наши не без причины стали изображать жизнеописания святых. И если бы ревность ты умерил рассуждением, то, без сомнения, и желание мое ты исполнил бы, и стада не рассеял бы, но иначе собрал бы его так, что о тебе стали бы отзываться как о пастыре, а не как о расточителе. Но, поскольку ты желание свое исполнил без рассуждения, то в такой соблазн без рассуждения привел чад своих, что многие из них прервали общение с тобою. Ты должен созвать рассеявшихся сынов Церкви, из св. Писания доказать им, что не должно обожать произведения рук человеческих, потому что в Писании сказано: «Господу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши» (Лк.4:8). Потом объяснить, что ты, увидев, что стали боготворить иконы, которые установлены для научения простого, неграмотного народа, дабы он, смотря на изображения, узнавал преждебывшие происшествия, до того оскорбился, что сокрушил иконы. А после сего сказать им, что если они желают иметь иконы в Церквах для назидания, для чего они в древности и изобретены, то ты дозволяешь их иметь, потому что тебе не нравилось не изображение истории, а боготворение икон, которое совершенно им несвойственно. Умиротворив такими словами дух их, приглашай их к соединению с тобою, и если кто изъявит желание иметь иконы, то не надо, не запрещай, а боготворению их всемерно противься. Преимущественно же, любезный брат, внушай, чтобы смотря на изображение преждебывших происшествий, умилялись душою, и со всяким смирением боготворили одну Всемогущую Троицу (Кн. 11. Пис. 13).Источник