
Арнобий (255 ﹣ 330)#Иконы Таким образом, мы, полагаю, достаточно показали, что храмы бессмертным богам или напрасно воздвигнуты, или вопреки достоинству и признаваемому могуществу построены вследствие оскорбительных мнений. Теперь нам следует сказать нечто о статуях и изображениях, которые вы изготовляете с большим искусством и которым оказываете религиозное почитание. Если это соединяется с какой-либо верой, то мы для себя самих никакими соображениями не можем установить, делаете ли вы это серьезно и с имеющей важное значение целью, или же занимаетесь этим, забавляясь, вследствие детской фантазии. Ибо если для вас несомненно, что боги, признаваемые вами, существуют и пребывают в высших небесных областях, то что служит причиной или основанием того, что вами изготовляются эти изображения, когда имеются действительные существа, которым вы можете молиться и просить их, в случае нужды, о помощи? Если же вы не верите или, выражаясь мягче, сомневаетесь, то что также и в таком случае побуждает вас придумывать и изготавливать изображения того, что сомнительно, и на основании фантастического подражания изображать то, в существование чего не верите? Или, может быть, вы скажете, что при помощи этих изображений боги являют вам как бы свое присутствие, и так как богов нельзя видеть, то таким образом им оказывают чествование и исполняют требуемые долгом обязанности? Кто говорит и утверждает это, тот не верит в существование богов и обнаруживает отсутствие доверия к своим религиозным мнениям, коль скоро ему необходимо видеть то, что он принимает, чтобы не было праздным то, что как незримое не может быть видимо.
Посредством изображений, говорите вы, мы чтим богов. Что же? Если бы этих [изображений] не было, то разве боги не знали бы, что им служат, и не могли бы признать, что им оказывается чествование? Таким образом, как бы окольными путями и через некоторого рода, так сказать, уполномочия они получают и принимают ваши чествования, и прежде, чем они узнают, для кого предназначается это поклонение, вы приносите жертвы перед изображениями и предоставляете им самим как бы некоторые остатки из чужого полномочия. Что может быть более оскорбительным, обидным и жестоким, нежели признавать богом одно, а совершать моления перед другим, надеяться на помощь от божества, а испрашивать ее у бесчувственной статуи? Не то же ли это значит, спрашиваю, что, как говорится в народных пословицах, бить кузнеца, когда хотят наносить удары сукновалу, и просить мнения об образе действий у ослов и свиней, когда ищут совета у человека?Против язычников Книга 6. Секция 11Источник