
Евсевий Кесарийский (Памфил) (258/65 ﹣ 339/40)#Иконы [2] Так как вы написали о каком-то образе, как будто бы это был Христос, желая, чтобы такой образ был послан вам нами; [3] что вы имеете в виду и что это за образ, который вы называете образом Христа? [4] Я не знаю, откуда возникла эта мысль, что вы повелеваете нам нарисовать образ нашего Спасителя. [5] Какой образ Христа вы ищете? [6] Ищете ли вы истинного и неизменного, носящего естественные черты Его Самого? [7] Или ищете того, который Он принял на Себя ради нас, приняв образ раба? [8] Ибо Слово Божие и Бог, приняв образ раба, осудил грех в подобии плоти греховной, как говорит божественный Апостол.
[15] Кто же тогда сможет начертать на мертвых и безжизненных красках и тенях сверкающее и сверкающее сияние столь великой ценности и славы, когда даже божественные ученики не могли вынести взгляда на Него, когда Он явился таким образом, но пали ниц, признаваясь, что это зрелище было для них невыносимо? [16] Итак, если Его образ во плоти тогда получил такую силу, будучи преобразован божеством, обитающим в Нем, то что скажем мы, когда Он, совлекшись смертности и омыв тление, изменил образ раба во славу Господа и Бога, после победы над смертью и после вознесения на небеса, и после посадки на царском престоле одесную Отца, после упокоения в неизреченном и неизреченном лоне Отца, в которое, когда Он вознесся и воссел, небесные силы возопили, говоря: [17] «Поднимите главы ваши, врата, и возвысьтесь, двери вечные, и войдет Царь славы».
[23] Конечно, и ты согласишься, что нам не подобает делать такие вещи. [24] Но если ты говоришь, что не просишь образа Его преображенного в Бога, но образа Его плоти до преображения, то есть Его смертного тела, то разве ты не прочел, что Бог заповедал не создавать никакого подобия ничего, что на небе вверху, и что на земле внизу? [25] Или ты слышал такое в Церкви, от себя или от кого-то другого? [26] Разве такое не было изгнано по всему миру и далеко от Церквей, и разве не было возвещено всем, что нам одним не позволено делать такое?
[27] Ибо я не знаю, как некая женщина держала две скрижали, как будто бы они были философскими, и выдавала их за скрижали Павла и Спасителя; [28] не могу сказать, откуда она их взяла или откуда узнала это. [29] Чтобы не соблазнилась ни она, ни другие, я взял их у нее и сохранил у себя, не считая правильным выносить это другим, чтобы не показалось, что мы носим Бога нашего в образе, как это делают идолопоклонники. [30] Я слышу, что Павел учит всех нас не сообразовываться с веком сим. [31] Ибо если мы и знали Христа по плоти, говорит он, то теперь уже не знаем Его.
[32] Говорят, что среди безбожных еретиков, Симону Волхву поклоняются в неодушевленном материальном образе. [33] И мы сами видели, как тезка безумия поддерживалась образом у манихеев. [34] Но нам это запрещено. [35] Ибо, поскольку мы исповедуем Господа Спасителя нашего Богом, мы готовимся увидеть Бога, усердно очищая свои сердца, чтобы увидеть Его, когда мы очистимся. [36] Ибо блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога. [37] Если из изобилия, перед будущим лицом к лицу со Спасителем нашим, вы так высоко цените Его образы, то какой лучший живописец Слова Божьего может быть у нас?Letter of Eusebius to Constantia Секция 2-37ИсточникПереводДоп. ссылка